Свое описание северных, неведомых ранее земель монах-путешественник завершил словами: «Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых рассказывали Исидор и Солин. Татары говорили, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому, именно поэтому мы очень сомневаемся, что они говорили нам правду». Рубрук имел в З. Европе репутацию совестливого человека, поэтому он писал от имени всего западноевропейского мира.
Рубрук также сетовал: «Как это так? Авторитетные люди настаивают на существовании людей с собачьими головами, а монголы (русские - автор) хитрят, изворачиваются, юродствуют и не желают раскрыть истину. О, злое коварство варваров!» Рубрук, видимо, обиделся... Обиделся, что "монголы" не признаются, что они - кинокефалы. Что не говорите, а авторитет - это сила! В Западной Европе да и во всём мире существует множество изобразительных источников, подтверждающих, казалось бы, существование кинокефалов (см. рис. 1-9). А на карте Генриха Майнцского (XV-XVI в.) написано: "Рифейские горы - граница Азии и Европы; река Танаис (Дон - автор). Здесь живут мерзкия люди Грифона, нечестивыя кинокефалы". На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — гнусный собачий лай“. На карте мира 1550 . просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда с переломанным носом. Мы встречаем одного из кинокефалов - Полкана - в числе «сильных богатырей», вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кагана Владимира. Т. о., свита русских монархов имела соответствующее облачение...
Видимо, жителям Ливонии русские представлялись некими чудовищами, а разубедить их не представлялось возможным. Надо было оправдываться и просить прощения?...
Рис. 2. "Кинокефалы" удивляются. Один из них в меру упитан...
Рис. 3. На картине надпись: "Le Cinocefale". Кинокефал, как видите, что-то ест.
Рис. 4. Святой "кинокефал".
Ещё одно изображение кинокефала - http://www.eaudrey.com/myth/cynocep hali.htm
Рис. 5.
Андреа да Фиренце.
Св. Доминик спорит с еретиками.
Фреска. Флоренция, начало XIII века.
Перечисляя свои аргументы, святой загибает по-русски пальцы; в нижней части показано, как собаки спасают овец от волков (слово «доминиканцы» использовалось в игре слов: domini canes — «псы Господни»). Арианин, у которого болят зубы, нагло указывает на указанного святого пальцем, уличая его в чем-то постыдном для жителей данной местности. В том, что он не хочет принимать участия в празниках и народных увеселениях. Возможно. ему не нравиться, как св. Доминик считает... Братья болящего арианина также испытывают чувство омерзения по отношению к святому!
Рис. 6. Кинокефалы на тимпане аббатства Сен-Мадлен в Везеле (Франция), XIII в. Это часть большой композиции, где доминирует фигура Христа. У кинокефалов сгибаются в коленях ноги.
Рис. 7. Кинокефалы заняты не своим делом...
Рис. 8. Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. Македония. ЧТо сказать? Да не нужно уже ничего говорить.
Journal information