koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

О созерцании логосов

Оригинал взят у euhenio в О созерцании логосов
Мы уже обсуждали в предыдущих темах, что такое воипостасная благодать и рождение от Духа. Теперь можно попробовать обсудить созерцания, которые возникают согласно отцам у подвижника на этой стадии, и прежде всего это небезызвестное созерцание логосов. Естественное созерцание логосов, по Евагрию, как известно, бывает двух видов. Одно из них -- это созерцание, восходящее от творения и заключенных в них логосов к Предвечному Замыслу Божию о творении. Оно совершается рассудочным путем, хотя и не без содействия благодати, и соответствует неипостасной вере и первой аскетической стадии по Евагрию.

Другое созерцание, о котором мы сейчас ведем речь, соответствует воипостасной вере (и, соответственно, второй аскетической стадии по Евагрию) и совершается в Духе (при содействии человеческих усилий). В отличие от предыдущего созерцания, которое идет снизу, это начинается сверху, от воипостасного движения Духа, сопровождающегося любовью ко всему творению. Любовь Божия, как бы, "выступает" из сокровенности Божией (см. Имена Божии как "выступления" у Ареопагита), охватывая подвижника, и неразделимо разделяется по отношению к творению (как пишет где-то прп. Каллист) по подобию "огненных язык", сошедших на апостолов. Дух один, но по отношению к творению он разделяется на многие "языки", и как апостолы под действием одного и того Духа говорят на разных языках, так и все творение в этом единовидном движении Духа "возвещает (подвижнику) славу Божию"  согласно присущему каждому логосу творения, промысла и суда. Что и означает сказанное у прор. Давида: "Небеса поведают славу Божию и руку Его возвещает твердь". Дух являет подвижнику сначала логос суда "в виде огненных язык", соответствующих будущему состоянию обожения этого творения. Затем -- в том же единовидном движении Духа -- логос промысла, соответствующий бесконечной благости Божией, промышляющей о всем творении. Затем  -- соответствующий красотам Божиим -- логос творения, и все в том же единовидном движении воипостасной (в подвижнике) любви Божией ко всему творению.

Вот еще на ту же тему (воипостасной благодати)  описание видения логосов у прп. Каллиста:

"Ибо вижу я умно в истине и в Духе, и се, «исполнен славою дом Господень» . И таким образом созерцая, как подобает, я вижу и себя в доме славы Господней  преисполненным славы и благодати в неизреченном покое и несказанном и вечном мире . И не без оснований я прихожу в крайнее изумление и, поражаемый стрекалами божественной любви, уязвляюсь и вот уже сгораю от любовного волнения , в духовной радости и надмирном веселии и ликовании, и внутрь сердца по божественному дару исполняюсь священного света, в духовном неугасимом светоче, если так позволительно сказать. И таким образом я вникаю  в логосы сущего, и во все логосы всех [вещей], соединенные в едином та́инственном логосе, и вижу, что все [содержащееся] в Писаниях находит завершение в том логосе. И открываются мне многочисленные таинства, возводимые в одно то таинство, и одним тем становящиеся зримыми для созерцающих в истине и Духе .
Тот логос есть «великий совет» Бога и Отца, видя который, Давид воспел: «Совет же Господень вовек пребывает; помышления сердца Его — в род и род» . «Совет Господень никто не разорит» . Не от научения зрится или передается совет сей, но от [b]воипостасной духовной благодати[/b], в истине просвещающей ум и приуготовляющей его к ви́дению надмирного
."
Tags: философия
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 248
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/PwHxmUAzgtLnhA в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments