Макет лунного модуля получился не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко» (рис.VIII-21).
Рис.VIII-21. Миссия Аполлон-15. Дальние планы с макетами опять попали под засветку.
И поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой часть панорамы, ближе к финалу, то и начало панорамы (рис.VIII-22) снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.
Рис.VIII-22. Кадры начала панорамы
Так что астронавт в начале панорамы – не более, чем кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку (рис.VIII-23).
Рис.VIII-23. Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.
Я думаю, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально с руками по швам, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.
Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе (рис.VIII-24, рис.VIII-25).
Рис.VIII-24. Коллекционная модель "Волги М-21" в масштабе 1:8.
Рис.VIII-25.Масштабные модели автотранспорта.
Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал (рис.VII-26). Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни.
Рис.VIII-26.Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".
Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклой (рис.VIII-27).
Рис.VIII-27.Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.
После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный зеркальный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате поднимается зеркало, потом вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр и опускается зеркало для визирования. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.
И как вы, наверное, догадываетесь, весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем картонный макет (рис.VIII-28).
Рис.VIII-28. "Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь картонный макет.
А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "десятки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане (рис.VIII-29).
Рис.VIII-29. "Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда якобы ровера среди бутафорских гор.
И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла (рис.VIII-30).
Рис.VIII-30. "Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки.
Journal information