Что это значит? Это значит – отрывались от стартового стола и летели в сторону океана, на дно морское. Короче говоря – прыжки в воду!
На фото: запуск 16.02.1965г. "Saturn-1" объект SA-9 |
Правдивая история первых четырех полетов «Сатурн-1»: «объект SA-1» 27 октября 1961г. Отработка первой ступени. Вторая ступень - макет. Дальность полета 346км. Апогей 136,5км. Несложные расчеты показывают, что при такой высоте и дальности полета ракета едва преодолела рубеж скорости в 2000 м/с. А это значит, что даже первая ступень отработала лишь 80% своих ресурсных возможностей. «объект SA-2» 25 апреля 1962г. Отработка первой ступени. Вторая ступень − снова макет, причем заполненный водой − примерно 86 кубометров воды! Ракета достигла скорости чуть больше 6000км/ч (около 1670м/с). Полет продлился всего около 160 сек. После чего ракета была подорвана по команде с земли! Хотя на самом деле это примерное время работы первой ступени - очевидно взрыв был связан с полным расходованием топлива «досуха». Апогей (расчетный) - 145км. «объект SA-3» 16 ноября 1962г. Опять вторая ступень была макетом, заполненным водой − около 87 кубометров воды. Неслыханный прогресс – ракета разогналась до 6500км/ч (около 1800м/с), достигнув апогея 167км. |
Так прошли первые три года летно-акробатических испытаний частично действующих макетов ракеты «Сатурн-1» под руководством Вернера фон Брауна. При том, что «Сатурн-1» позиционируется, как «водородная ракета», до 1964 года настоящие водородные двигатели на нее никто не ставил (от греха подальше), да и в космос она летала чисто условно. Очевидно, что фон Браун не хотел рисковать своей репутацией и быть первопроходцем водородных технологий. Он ждал, когда синяки и шишки набьют себе другие! Пока не появятся первые позитивные результаты полетов водородных ступеней «Атлас-Центавр»... И они появились! В 1963г. был аж ОДИН успешный полет водородной ступени «Центавр». В 1964г. из двух пусков «Атлас-Центавр» один будет неудачным, в 1965 история повторится – опять счет 1:1. Первый орбитальный полет ракеты «Сатурн-1» (SA-5) с водородной ступенью состоялся 29 января 1964 года. Причем вторую − водородную ступень пришлось в спешке заменить «дублер»: за пять дней до старта, 24 января 1964 года при наземных испытаниях взорвалась и в щепки разлетелась исходная водородная ступень S-IV. Следующие пять орбитальных запусков «Сатурн-1» (SA-6 ... SA-10) прошли не менее героически. Вы только не смейтесь, но, по некоторым данным - https://ru.wikipedia.org/wiki/A-101, полезной нагрузкой в этих запусках выступали... картонные габаритно-весовые макеты ! На фото: запуск 25.05.1965г. «Saturn-1» (SA-8) |
Если разобраться, то весь проект «Сатурн-Аполлон» представляет собой кампанию по сбору вторсырья: вначале фон Браун запускал в космос картонную макулатуру, а потом перешел на металлолом, о чем будет рассказано в Главе №2.
Ракета-носитель Atlas-Centaur: 1 – полезный груз, (КА Mariner); 2 – сбрасываемый ГО; 3 – бак водорода; 4, 6 – бак кислорода; 5 – RL10-A3; 7 – бак горючего; 8 – двигательная установка РН Atlas. |
Из истории "Атлас-Центавр" (по материалам "Новости-Космонавтики") Первый Atlas-Centaur, обозначенный С-1, был установлен на новом пусковом комплексе LC-36A на мысе Канаверал весной 1961 г. и простоял там 15 месяцев до старта 8 мая 1962 г. Носитель стартовал очень чисто и полетел в нужном направлении. Но через 49 сек после взлета часть одной из четырех изоляционных панелей, покрывающих бак жидкого водорода «Центавра», разорвалась. Бак быстро перегрелся, давление в нем превысило расчетные пределы – и он лопнул. "Centaur" фактически разорвался пополам, что привело к разрушению всего носителя на 55-й секунде после старта. Авария заставила провести расследование под руководством комитета по науке и астронавтике Палаты представителей. Выводы: «Слабое управление программой, вызванное совместным руководством ВВС США и Центром Маршалла (NASA)». В августе 1962 г. Вернер фон Браун рекомендовал отменить проект Centaur и запускать аппараты Mariner и Surveyor ракетой Saturn C-1, оснащенной третьей ступенью Agena. Тем временем изменения в проекте привели к уменьшению массы ПГ до 810 кг, заставив ARPA отменить проект Advent. В сентябре NASA передало программу Centaur из Центра Маршалла в Центр Льюиса (Кливленд, шт. Огайо), под руководство Эйба Силверстейна. Тот провел обширную программу наземных испытаний и переделал план полетов. Теплозащитное покрытие было разработано заново, проблемы утечек топлива решены, а масса ПГ увеличилась до 952 кг. Но затраты на программу выросли с 59 до 350 млн $. 27 ноября 1963 г. Atlas–Centaur (АС-2) наконец стартовал с LC-36A. Ракета Atlas-126D сработала очень хорошо; ее стартовые двигатели отделились на 150-й сек полета. Через 79 сек отключился и маршевый двигатель, еще 5 сек работали верньерные ЖРД малой тяги, затем твердотопливные тормозные ракеты в хвосте оттащили Atlas от ступени Centaur. Два RL-10A-3 включились через 9 сек после этого, чтобы работать 380 сек. Впервые в космосе работала ракета на жидком кислороде и жидком водороде! После остановки маршевых двигателей микро-ЖРД реактивной системы управления работали еще 12 сек; ступень вышла на орбиту высотой 547х1691 км и наклонением 30.4°. Теплозащитные панели и головной обтекатель (ГО) в этом упрощенном полете не сбрасывались, что объяснялось «сыростью» системы управления «Центавра», которая работала в разомкнутом контуре. Centaur, не обремененный ПГ, вышел на высокую орбиту, по которой кружится до сегодняшнего дня. Затем 30 июня 1964 г. состоялся полет АС-3, который должен был повторить предыдущую миссию с той лишь разницей, что предполагалось сбросить теплоизоляционные панели и ГО. Через 4 сек после запуска двигателей RL-10-A-3 «полетел» вал одного из гидронасосов, без которых ЖРД не могли качаться в карданном подвесе. Centaur начал вращаться, сначала в одном направлении, потом в другом. Это привело к плесканию в баке жидкого кислорода, и двигатели «захлебнулись», проработав 253 сек вместо 377 запланированных. Ступень не смогла достичь орбиты и упала в Атлантический океан в 4356 км от точки старта. |
Взято http://www.free-inform.ru/pepelaz/pepelaz-1.htm
Journal information