koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Забылинъ М. Русскій народ: Его обычаи, обряды, преданія, суевѣрія и поэзія. 1880

Оригинал взят у troika_ptah в Забылинъ М. Русскій народ: Его обычаи, обряды, преданія, суевѣрія и поэзія. 1880

Забылинъ М. Русскій народ: Его обычаи, обряды, преданія, суевѣрія и поэзія. Въ четырехъ частяхъ. — М.: Изданіе книгопродавца М. Березина, 1880

Забылинъ М. Русскій народ: Его обычаи, обряды, преданія, суевѣрія и поэзія. Въ четырехъ частяхъ. — М.: Изданіе книгопродавца М. Березина, 1880. [извлеченія]

Скачать книгу в библиотеке bookva.org

—стр. 215—
Смерть колдуна. Вотъ какъ разсказываютъ въ русскомъ народѣ о томъ, какъ умираетъ колдунъ, или колдунья, портившіе народъ. Колдунъ, какъ бы долго не жилъ — не вѣченъ, когда же приступитъ къ его одру безжалостная съ косою въ
—стр. 216—
рукѣ, ему, понятно, какъ всякому злодѣю, страшно за себя, такъ какъ онъ только и находилъ удовольствіе въ томъ, что жилъ и губилъ тѣхъ, кто нечаянно попадался ему подъ руку. Какова же ему придется жизнь за гробомъ? Остается одно: горькое раскаяніе во грѣхахъ, это правда! Но гдѣ же какія либо добрыя дѣла его, которыя могли бы облегчить угрызающую совѣсть, облегчить, успокоить душу, которая сейчасъ оставитъ тѣло, которая должна скорбѣть. Здѣсь конечно предсмертныя страданія не пройдутъ безъ галлюцинаціи и разнаго рода иллюзій для умирающаго. Какъ и всегда, въ предсмертной агоніи многихъ умирающихъ, совѣсть колдуна, какъ и всякаго другаго злодѣя, требуетъ примиренія со всѣми, кого онъ зналъ, кого онъ обидѣлъ; ему этого хочется ради того, чтобы облегчить свою душу, совѣсть... ему хочется, чтобы кто нибудь при его физическихъ страданіяхъ присутствовалъ изъ постороннихъ или домашнихъ. Но, увы! въ эту для него безнадежную минуту, еще скорѣе чѣмъ въ какую другую, овладѣваетъ ужасъ умами суевѣрныхъ, не исключая и ближнихъ его. Всѣ узнаютъ объ этомъ въ селеніи и въ одинъ голосъ говорятъ: „колдун околѣваетъ“, при чемъ крестятся и чураются. Бывало не мало примѣровъ, что мнимые колдуны, или вѣрнѣе злодѣи эти, умирали посредствомъ петли. Впрочемъ меланхолики и иппохондрики также часто кончаютъ жизнь самоубійствомъ. Нельзя же всѣхъ, кто золъ, нелюдимъ, скученъ, считать какимъ то чародѣемъ; часто на человѣка говорятъ только одну напраслину.

Есть повѣрье въ народѣ, что земля не принимаетъ тѣла колдуна. Говорятъ такъ: Если колдунъ ежегодно ходилъ въ церковь говѣть, принималъ Св. Дары, то колдуна можно, по усмотрѣнію духовника, хоронить по христіански, а особенно богатаго. Но говорятъ такъ: что несмотря на похороны, исполненные по христіански, обрядъ похоронъ для его души тяжелъ и приноситъ ей страданіе *).

Когда окончится обрядъ похоронъ колдуна, то послѣ сто-
_________
*) Здѣсь опять отзывается преданіемъ старины глубокой, когда послъдователи язычества, хотя и приняли Христову вѣру, но въ душѣ были преданы своей прежней; на это и намекаетъ легенда.  Авторъ.

—стр. 217—
лованія гости разъѣзжаются и семья остается въ полномъ неудовольствіи и горюетъ, полна паническаго страха.

Хожденіе тѣни колдуна. Если колдунъ не передалъ никому своей тайны колдовства, то въ народѣ говорятъ, будто-бы опасеніе домашнихъ оправдывается, то-есть, что они и послѣ смерти его еще не совсѣмъ съ нимъ разстались; далѣе, говорятъ, будто бы въ теченіи дня у нихъ раздается стукъ, трескъ, ходьба по комнатѣ, кого-то невидимаго, потомъ, — говоръ, котораго нельзя хорошенько разобрать, а потомъ, съ наступленіемъ глухаго времени отъ начала одинадцатаго часа до двухъ, слышится отвореніе запертыхъ дверей и иногда является привидѣніе, всѣмъ ясно видимое въ видѣ мертвеца, сегодня или вчера похороненнаго, что страшно поражаетъ домашніхъ и наводитъ ужасъ тѣмъ болѣе ужасный, что они уже ранѣе были парализированы ожиданіемъ или предвѣстьемъ новаго ужаса.

Какъ, обыкновенно, по разсказамъ, это посѣщеніе повторяется недѣли двѣ, и домашніе до того истомляются такими безпорядками въ домѣ производимыми, то разнаго рода стукомъ, шумомъ и говоромъ, а то посѣщеніемъ похороненнаго мертвеца, что прибѣгаютъ къ сосѣдямъ, но послѣдніе иногда сами страдаютъ тѣмъ же недугомъ, то-есть имъ самимъ приходится видѣть сосѣда, который ѣстъ, пьетъ, а иногда и пляшетъ, между тѣмъ на могилѣ его иногда видятъ огонекъ, горящій въ родѣ свѣчки. Какъ бы то ни было, будь это свѣтлякъ, будь это фосфорическій огонь, выходящій отъ трупа, сквозь поры, насыпи свѣжей земли, будь это глаза волка или россомахи, любительницы разрывать трупы, для народа представлялось одно, — что похоронили колдуна и всѣ эти признаки еще болѣе подкрѣпляли ихъ убѣжденіе. Можетъ быть шумъ, трескъ происходилъ отъ того, что, или домъ садился, или можетъ быть отъ мороза трещали бревна дома; иногда случалось что сильный вѣтеръ вылъ въ ближнемъ лѣсу; изслѣдовать естественную причину никому не хотѣлось, а между тѣмъ воображеніе работало до болѣзни мозга, до галлюцинаціи.

Подозрительнаго мертвеца (колдуна) всѣмъ міромъ откапывали изъ земли, и даже иногда находили лежащаго ничьмя, или внизъ лицомъ, это подавало новую мысль къ тому, чтобы ду-
—стр. 218—
мать о немъ, какъ о колдунѣ, между тѣмъ, какъ на самомъ дѣлѣ, можетъ быть, онъ былъ просто мнимо-умершій отъ летаргическаго сна (замеръ, по русскому выраженію) и потомъ проснулся въ могилѣ.

Въ деревняхъ и сейчасъ не рѣдкость, что хоронятъ покойниковъ въ теченіи сутокъ, а особенно во время лѣтней страды, когда съ мертвецомъ некогда хороводиться: то сѣнокосъ великъ, убраться надо, то боятся, что отъ жары изъ колоса зерно перезрѣвши осыпится, во время жнитва.

Обыкновенно, чтобы колдунъ лежалъ спокойно въ могилѣ и не тревожилъ живыхъ, вонзаютъ трупу между лопатокъ осиновый колъ и тѣмъ, по мнѣнію народа, посѣщеніе колдуна прекращается.

Если же, какъ говорятъ, въ простомъ народѣ, покойный колдунъ былъ одинокъ, то-есть жилъ вполнѣ бобылемъ, то не смѣетъ явиться къ сосѣдямъ и блуждаетъ по кладбищу, разумѣется, пугая суевѣрныхъ земляковъ.

Впрочемъ, народное преданіе говоритъ, что тотъ изъ колдуновъ, кто успѣетъ передать младшему себя свое ремесло передъ смертью, тотъ умираетъ хорошо и спокойно, и трупъ не требуетъ клина, какъ и обыкновенный человѣкъ, — какъ добрый христіанинъ. Передача знаній происходитъ по большей части передъ самой смертью и народное повѣрье говоритъ такъ: Колдунъ, продавая душу дьяволу, получаетъ отъ послѣдняго столько нечистыхъ духовъ на службу, сколько тому нужно по условію, чтобы отступнику достичь до условнаго значенія своего величія.

По смерти, подвластные демоны должны осиротѣть безъ работы, такъ, какъ имъ при жизни колдуна давалась постоянная работа, на которую они буквально обречены Люциферомъ (княземъ тьмы). Говорятъ, что демоны во время смертной агоніи умирающаго, тормошатъ тѣло покойника и видя, что тѣло пусто и безъ души, то временно, даже будто бы вступаютъ въ его пустое тѣло и ходятъ, олицетворяя человѣка со всѣми его признаками, иногда даже весельчака, а то строгаго, сообразно съ характеромъ покойника, съ тѣмъ только исключеніемъ, что такой псевдопокойникъ лишается въ характерѣ религіозности и остается неуловимымъ, какъ духъ.

<...>
—стр. 240—
Со смертью вѣдьмы, не прекращаются еще ея сношенія съ землею; ненавистница при жизни, она, по мнѣнію суевѣровъ остается долгое время ненавистницею рода людскаго и послѣ смерти. Какъ и колдуны онѣ встаютъ изъ гробовъ и ходятъ по землѣ; избавиться отъ нихъ можно только однимъ — вколотить въ могилу и въ самый трупъ — осиновый колъ.
<...>
—стр. 242—
Толкуютъ, что будто бы вѣдьмы любятъ послѣ своей смерти сосать кровь изъ младенцевъ и молодыхъ людей, обоего пола.

<...>
—стр. 275—
Осина. Осиною народъ признаетъ проклятое дерево, за то, что на немъ, по преданію, удавился Іуда Предатель и потому на этомъ деревѣ, хотя бы даже, если вѣтру нѣтъ, происходитъ шелестъ листьевъ, оно же имѣетъ по суевѣрному понятію чрезвычайную силу противъ колдуновъ и когда такому умершему и встающему изъ могилы осиновый колъ вколотятъ между плечь, то колдунъ прекращаетъ свое загробное странствованіе.

Tags: упырь
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 250
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/PwHxmUAzgtLnhA в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments