koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Category:

"На Луне"

«Антарес» вблизи и вдали (А-14)

Илл.1. «Антарес» освещён направленным светом с разных сторон.

     На сайтах НАСА есть красивый снимок лунного модуля «Антарес» (А-14) (илл.1). Подпись НАСА к нему звучит так: «Вид спереди модуля «Антарес». Круглый ореол вызван сияющим солнцем. Необычный шар света был по выражению астронавтов подобен видению драгоценного камня».  Отметим некоторые странности в освещении «Антареса».

      Солнце (или тот источник, который его изображает) светит в направлении на нас (красная стрелка), так что обращённая к нам сторона модуля находится в тени от Солнца.   Но почему всё так хорошо видно на этой теневой стороне?

      Для сравнения посмотрите на илл.2, где показана посадочная платформа, на которой ….1970 года на Луну мягко опустился первый в истории человечества лунный передвижной «автомобиль» - советский автоматический  «Луноход-1».

Илл.2. Посадочная платформа аппарата «Луноход-1». Изображение передано с Луны. Обратите внимание, что на теневой стороне платформы – полная темнота.

      Отъехав немного от посадочной платформы, «Луноход-1» по команде с Земли направил на неё объектив телекамеры и передал её изображение на Землю. Обратите внимание, что на теневой стороне платформы – полная темнота.

       На Земле днём мы прекрасно видим то, что находится в тени от предметов. Это происходит потому, что помимо Солнца, которое играет роль мощного точечного осветителя, нас со всех сторон окружает широкий и довольно яркий осветитель – наше земное небо. На Луне такого  осветителя нет, потому что небо там – чёрное.

      Конечно, какую-то часть солнечного света отражает и окружающая предметы лунная поверхность. Но свет этот – очень слабый. На это стоит обратить внимание, поскольку некоторые защитники допускают такие выражения, как «яркая лунная поверхность - «bright lunar surface» и считают, что Луна - очень светлое небесное тело [1].

      Вот что говорит о цвете лунной поверхности наука [2-5]. Однако на фоне ночного неба и слабоотражающий объект может казаться ярким. Астрономы уже давно измерили, что Луна отражает только 7% солнечного света, падающего на её поверхность. Поэтому лунную поверхность можно сравнить с чёрным экраном, с углём или сажей, которые отражают примерно 5% падающего света. Цвет же поверхности Луны - тёмно-коричневый, примерно, как у корки ржаного хлеба или у шоколада.

      Попробуем представить себе, что можно увидеть в тени космического корабля, если над головой чёрное небо, а местность вокруг сложена из пород, чуть более светлых, чем уголь. Скорее всего, ничего, особенно если рядом с этой тенью соседствуют ярко освещённые солнцем детали и части корабля. Именно такую ситуацию мы видим на илл.2, где глубокий мрак чёрной тени соседствует  с ярко освещёнными частями этой платформы советского автоматического аппарата. А на снимке «Антареса» (илл.1) золотистая фольга и другие детали модуля, расположенные в тени ярко освещены (илл.1б). Неужели это сделал слабый рассеянный свет от лунной поверхности? Тогда почему он оставил так много неосвещённых участков на той же фольге? Он же светит со всех сторон?

      Нет, скорее всего, «Антарес» с нашей стороны освещён довольно мощным источником прямого света, который светит по направлению, указанному белой стрелкой. И, по-видимому, именно он освещает из-за нашей спины предмет, чем-то напоминающий канистру (илл.3, цифра 1). Эта «канистра» повёрнута к нам теневой по отношению к «Солнцу» стороной.

      Интересен также  фрагмент 2 на илл.1б и илл.3б. Здесь видна уже знакомая  воронка сопла двигателя ориентации, явно освещённая источником направленного света, светящим справа, то есть навстречу «Солнцу». В дополнение к этому, в лучах этого «правого» источника на порядочном расстоянии от воронки видна её отчётливая тень. Это уже третий источник направленного света, чего на Луне никак не может быть.

Илл.3. Источники освещения «Антареса» помимо «Солнца» (фрагменты илл.1)

а) «канистра» освещена светом, идущим по направлению белой стрелки; б) воронка освещена слева направленным источником света и отбрасывает в его лучах тень на окно лунного модуля

    

      Посмотрим теперь на «Антарес» с другой стороны. Согласно НАСА, гуляя по Луне, астронавты А-14 сняли свой «Антарес» на фоне лунного ландшафта, и   назвали его «Лунорама» (илл.4). Изучим этот эффектный снимок, который назван на сайтах НАСА интересным именем «Лунорама».

Илл.4. «Лунорама»

а) дальний вид на модуль «Антарес»; б) фрагмент, показывающий направление тени от модуля

        Заметим, что тени  от камней на ближнем плане и от лунного модуля на дальнем плане резко не параллельны друг другу. Их продолжения навстречу источнику света сходятся за левой границей кадра. По мнению многих скептиков, это происходит, потому что на самом деле рассматриваемая площадка освещена прожектором, расположенным за левой границей кадра.

       В противовес этому мнению защитники Ю. Красильников и В. Яцкин [6-8] напоминают об известном явлении перспективы. Известно, говорят они, что уходящие от нас параллельные линии, например,  железнодорожные рельсы, кажутся сходящимися (илл.5а). Вот и тени от камней и от модуля кажутся сходящимися. На самом же деле, говорят защитники, эти тени  параллельны друг к другу так же, как те же рельсы. На так ли уж  правы защитники, привлекая на помощь явление перспективы? Разобраться в этом нам помогут фотографии илл.5б и илл.5в.

Илл.5. К анализу снимка «Лунорама»:

а) уходящие рельсы, явление перспективы есть;

б) рельсы, проходящие мимо,

явления перспективы нет;

в) тени от солнечных лучей при боковом освещении,

явления перспективы нет;

     Да, действительно, в случае, указанном защитниками (илл.5а), когда оба рельса удаляются от нас, они кажутся сходящимися. Но на «лунораме» мы имеем другой случай, для которого аналогия с удаляющимися рельсами илл.5а не годится. Дело в том, что на «лунораме» одна из рассматриваемых теней (тень от модуля) не удаляется и не приближается к нам, а идёт мимо нас на одном и том же расстоянии в направлении, перпендикулярном нашему взгляду (илл.4б). Поэтому, если уж и сравнивать тени от лучей с рельсами, то надо сделать такую фотографию рельсов, на которой хотя бы один рельс шёл бы мимо так же, как и тень от модуля. А такая фотография (илл.5б) показывает, что в этом случае явление  перспективы не наблюдается. В этом случае все рельсы смотрятся как вполне параллельные.

     Почему же на снимок илл.4 не распространяется аналогия рельсов с тенями? В чём  ошиблись защитники, объясняя расхождение теней с помощью снимка параллельных удаляющихся рельсов? В использовании аналогии «параллельные тени – параллельные рельсы»? Очевидно, что нет: прямые самого разного происхождения распространяются в пространстве и видятся глазом одинаковым образом. И тени от солнечных лучей ведут себя при боковом освещении самым ожидаемым образом. Это показывает снимок илл.5в, на котором показана аллея деревьев. Солнечные лучи можно считать с высокой точностью (0,5о) параллельными на всём освещаемом ими пространстве. В этом плане аналогия их (и теней от них)  с параллельными рельсами вполне уместна. И неудивительно, что на снимке илл.5в тени и от самых близких предметов, и от более далёких предметов идут параллельно друг к другу, как те же рельсы на илл.5б. Остаётся только одно: на илл.4 не параллельны тени, которые пытаются объяснить защитники.

     Параллельные прямые могут показать нам и картину илл.5а, и картину илл.5б. Но картину, показанную на «лунораме», когда одна прямая приближается к нам, а другая проходит на неизменном расстоянии, параллельные прямые показать не могут. Такая картина свойственна лишь расходящимся прямым.

     Итак, рассмотренное объяснение защитников не спасает «лунораму» от критики: тени от камней и от модуля действительно сильно расходятся. Поэтому мнение скептиков о том, что рассматриваемая сцена освещена прожектором, спрятанным за левой границей кадра, выглядит вполне допустимым. Если это так, то можно оценить примерный размер киноплощадки, на которой снята «Лунорама». Воспользуемся тем, что тень от  корабля идет мимо нас, не удаляясь и не приближаясь. Поэтому при перемещении вдоль этой тени перспектива не вносит искажения в восприятие расстояния. Расстояние будем измерять в «лунных кораблях». Используя корпус корабля, как мерило линейного масштаба (8м), легко убедиться, что точка пересечения находится примерно в 40 м от модуля - вполне разумное расстояние для киноплощадки.

       Таким образом, и с точки зрения объяснения пересекающихся направлений теней от камней и от модуля, и в плане оценки возможного размера киноплощадки, земной вариант происхождения «лунорамы» выглядит вполне проходящим.

Ретушированное небо над  «Неустрашимым» (А-12)

  

    

              Илл.6. а) «Неустрашимый» освещён направленным светом с разных сторон,

б) небо вокруг него отретушировано

   

     На илл.6 показан снимок, на котором астронавт спускается из лунного модуля «Неустрашимый» (А-12). Тени от опор модуля и освещение его левой стороны говорят о том, что и местность, и модуль освещены слева. Но уже знакомая нам воронка сопла двигателя ориентации опять «подсказывает», что существует и второй источник направленного света, который светит справа. Этот снимок интересен ещё и тем, что при повышении контраста изображения на нём отчётливо видны следы ретуширования (илл.6б). Но зачем понадобилась ретушь, если настоящее лунное небо равномерно чёрно в любом направлении? А вот если роль лунного неба играет чёрный экран, то операция ретуширования может понадобиться по причине недостаточной черноты этого самого экрана (подробнее, см. раздел 8).

Ссылки

1. http://www.bautforum.com/showthread.php?t=52909&page=2  и  http://balancer.ru/forum/punbb/viewtopic.php?id=52844&p=32#787

2. Порфирьев В.В., «Астрономия», Учебник для 11-класса, «Просвещение», 2004, с.71.

3. М.Ю. Шевченко. «Путешествие по Вселенной», «А.Д. Сельянов», Москва,2000, с.34

4. О.Н. Коротцев. «Астрономия», СПб, «Азбука-классика», 2003, с.с.179,216-217

5. П.В. Маковецкий. «Смотри в корень!». М., «Наука», 1976, с. 267.

6. Ю. Красильников и В. Яцкин. «Летали ли американцы на Луну?» http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm с.3

7. Ю.Красильников. «Вся правда про американцев на Луне». Журнал “Paradox”, №4, 2004г, с. 10-25 (ООО «Изд. дом Родионова»), см. также ип5 «Ссылки-2».
8. 7-40 (В.Пустынский), Ю. Красильников «Летали ли американцы на Луну?»
http://menonthemoon.narod.ru/photos_2_14.htmlhttp://menonthemoon.narod.ru/photos_2_12.html ,

Tags: съёмки в балаганчике
Subscribe

Posts from This Journal “съёмки в балаганчике” Tag

  • Шарлатаны НАСА

    В 60-х годах ушедшего века, согласно данным NASA (НАСА - Национальное Американское Космическое Агентство, т. е правильнее НАКА) американцы…

promo koparev september 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment