koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Category:

Дунька да Акулька

Домовые и черти: Русский полтергейст






Выдающийся русский фольклорист Александр Афанасьев, живший в прошлом веке, писал: «Про домового рассказывают на Руси, что он иногда дозволяет себе проказы без всякой видимой причины, естественно вследствие своего шаловливого нрава. Но в таком случае достаточно его «оговорить» — и все пойдет хорошо.

Так, в одном доме, — продолжает А. Афанасьев, — он бил кошек, бросал в них чем попадя. Раз ухватил он кошку и швырнул ее наземь, а баба тем часом и оговорила: «Зачем бросаешь? Разве это хозяйское отношение? Нам без кошки прожить нельзя». С той поры домовой перестал трогать кошек». Следовательно, доброе слово и домовому приятно.

Другой знаменитый фольклорист и этнограф XIX века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает, в частности, рецидив полтергейста, имевший место в одном деревенском доме в Вятской области в середине прошлого века. Хозяева дома «как ни сядут за стол... начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила Кикимора хозяев из дома».

Комментируя эти события, С. Максимов пишет:

«Точно так же нельзя было жить в одной избе в Скопинском уезде Рязанской области по той причине, что как только сядет семья за стол, так и летят чашки с печи или с полатей лапти... В Петербурге на нашей памяти на Фонтанке, близ Калинина моста, существовал беспокойный дом...
Лет десять — пятнадцать назад на такой же дом на Литейной (в том же городе) указывали все газеты, и толпы любопытных собирались к нему в таком множестве, что вмешалась полиция».

Очевидцами проделок невидимки стали столь многочисленные группы свидетелей, что для наведения общественного порядка, заметьте, пришлось пригласить городовых.

В другой своей книге — «Крылатые слова» — С. Максимов рассказывает: в 1666 году демон-невидимка объявился в Москве, в богадельне на Куликовом поле, что размещалась близ Ивановской обители. Сохранились летописные источники, повествующие об этом факте.

"В женской богадельне, — пишет С. Максимов, — появился демон и никому не давал покоя ни днем, ни ночью: стаскивал с сонных баб с лавок, с постелей, по углам кричал и стучал, говоря (обратите внимание, полтергейст обретает голос! - авт.) всякие обидные для баб замечания и нелепости, обвиняя их в лени и блудных помыслах. Бабы не знали, как с ним бороться. На борьбу с ним вышел старец Илларион из города Суздаля и начал одолевать его обычным способом - молитвой и постом".

Но лишь начнет вечернее чтение, бес с полатей кричит: «Не ты ли, калугере, пришел выгонять меня?» Начнет благочестивый старец ночью читать молитвы на изгнание беса, а "дедушка" кричит ему: «Еще ты в потемках расплакался, соромник! Э-э-х! Тьфу на тя!» И крепко застучит на полатях, и устрашает: «Я к тебе иду, к тебе иду. Да-ду. Да-ду-да!».  Шутил, стало быть, "лысый дедушка"...

Но Илларион был скромнейшим из людей, был он столь незлобив, что вскоре даже сам враг похвалил его: «Хорошо сей старец пред Богом живе» — и, разумеется, в заключение неравной борьбы принужден был "сознаться", что его зовут-де Игнатием ("Гнаткою"), что он некогда был «телесен и княжеского рода», но что то ли мамка ("нэнька"), то ли бабка ("бабця") послала его почему-то к черту; "сознался" он и в том, что из богадельни он выйти никак не может, так как не по своей воле пришел туда... Как Вы считаете, стоит ли верить словам "Гната"?

"Дедушка" через несколько дней вдруг прекратил свое переругивание со старцем Илларионом и куда-то из богадельни сгинул. Все стихло. Бабы вернулись к прежнему образу жизни...
Современный русский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в Читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с «невидимой нечистой силой».

Он включил их в книгу, изданную уже после его смерти в 1987 году. Она называется «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири».

Приведу лишь некоторые из этих сообщений.

Вспоминает Федосья Обухова из села Кантил: «Напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет — кто-то юбку тянет, тянет с нее, а сам покряхтывает от удовольствия...  Вдруг стали из-за печи раздаваться скрипы. Как трахнет — старику, мужу хозяйки, кирпичом по голове попало».

А вот сообщение жителя села Газамурский Завод, называемого также Лом или Облом, Виктора Кузнецова: «Ночью закроешься одеялом — оно у тебя спадает, одеяло. Ты пойдешь за ним — оно будет летать!»

"Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду... Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ в избе собрался. А Акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейсты - авт.) пустили с печки в попа Осифа скалкой. Хорошо, что хоть в лоб попали, а то бы синяк был..." "Бачка" Осиф зело перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А Акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали — все кубарем с него и покатилися, покатилися. Так свидетельствует очевидица события Елена Кудрявцева из села Ломы, - такая она затейница.
Tags: враги Церкви, добрые люди, домовые, стучите - откроют, стыковки-расстыковки
Subscribe
promo koparev сентябрь 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments