В России производство крепких напитков приходится лишь на рубеж XV-XVI веков. Появление водки зафиксировано примерно этим временем. Спирт - это изобретение древнеегипетских и арабских мудрецов-врачевателей, которые за большие деньги продавали его во многие страны. В Европе спирт разбавили и одарили им Русь. Поначалу водку употребляли исключительно как лекарственное средство.
В середине XVI века в России появляется кабак - место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Иван Грозный распорядился построить первый кабак в Замоскворечье, вернувшись из казанского похода. Как гласит "Русский архив" (1886), он запретил жителям Москвы пить водку, позволив, однако, для опричников построить особый дом под названием кабак. Уже к первой половине XVII века "царёвы кабаки" как грибы после дождя выросли не только в городах, но и в небольших деревнях. Приходившие туда быстро хмелели.
Пожалуй, с этих лет начал формироваться миф о повсеместном пьянстве на Руси, в основе которого лежат рассказы заезжих иностранцев.
Одновременно московское правительство жёстко преследовало кормчество, ревностно ограждая свою монополию на производство и продажу алкогольных напитков.
И всё же в Московии нашлись люди, усмотревшие в действовавшей системе спаивания, хотя и очень доходной, одну из главных причин "душевредства". Так именовал пьянство патриарх Никон, под влиянием которого царь Алексей Михайлович задумал широкую реформу кабацкого дела с целью сократить пьянство среди простого народа. С этого времени берут начало попытки государственной регламентации производства алкоголя.
Уже в 1648 году вспыхнул первый "кабацкий бунт", в котором участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежали к православному духовенству. Бунт был подавлен и в 1652 г. введена винная монополия. Достигнуть этой цели московское правительство надеялось путём уничтожения частных кабаков и повышения цены на вино.
В феврале 1652 года были посланы грамоты по городам, которыми объявлялось, что с нового года "в городах кабакам не быть, а быть по одному кружечному двору". Запрещалась торговля вином во время Великого поста и на Святой неделе. Воеводам предписывалось закрывать на это время кабаки. В августе 1652 года был созван "собор о кабаках", на котором предстояло выяснить детали реформы, уже в принципе принятой и осуществлённой в своих основных чертах. Состав участников собора, как видно из грамоты, посланной в Углич 16 августа 1652 года с изложением постановлений собора, был обычным для XVII века.
Из постановлений собора особенно важным является ограничение времени торговли вином. Запрещалась его продажа во время постов, по воскресеньям, средам и пятницам. А разрешалась в понедельник, вторник, четверг и субботу только после обедни, то есть после 14 часов, и прекращалась летом - за час "до вечера" (около 17 часов 30 минут), а зимой - "в отдачу часов денных" (около 17 часов). Категорически было запрещено торговать вином ночью. Количество вина, продаваемого одному лицу, было ограничено одной чаркой, в долг и под заклад давать было не велено. Благие начинания царя оказались недолговечными. Вспыхнувшая в 1654 г. война с Польшей за Украину не позволила Алексею Михайловичу продолжить борьбу за трезвый образ жизни своего народа.
Финансовый интерес взял верх, и указано было "...великого князя казне чинить прибыль". Правительство постепенно увеличивает продажу вина населению и число питейных заведений. В 1680 г. питейный сбор составлял четверть всех доходов казны.
Так спаивание населения из разряда узко собственнического интереса перешло в разряд государственного регулирования. Разрешение иноземцам на продажу спиртного выдавалось в знак награды или за большие деньги, после чего они пользовались широкими полномочиями и льготами по торговле табаком и спиртным. При этой торговле они получали баснословную прибыль: более 100%.
Уже в те времена все лучшие умы России осознали к чему ведёт такая политика и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости. Апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт, прошедший в 32 губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки!
Но об этих бунтах учебники не писали. Советская литература и школьные учебники были почему-то насквозь пронизаны рассказами только о "беспросветной жизни русского дикаря", от которой избавили нас якобы большевики. Большевики умело использовали это тему в целях пропаганды, втоптав в грязь практически прошлое русского народа. Ложь об отсутствии образования в Российской империи.
Как же тут не вспомнить "буревестника революции" М. Горького, который жил за границей в шикарных виллах, на гонорары от многочисленных переводных изданий своих книг , в которых было в основном описание "свинцовых мерзостей дикой русской жизни", которое было востребовано влиятельными покровителями-популяризаторами и сделало его известным на Западе. Что собственно и способствовало насаждению мифа о пьяной, дикой России.
Однако русский народ пьянства не принимал! Доказательством этого и явилось мощное, но к сожалению стихийное антиалкогольное движение, которого не знала ни одна страна мира.
Трезвенное движение началось с возникновения в августе 1858 году в Виленской и Ковенской губерниях обществ трезвости, которое к лету 1859 года распространилось на 32 губернии России, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские. Более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания нации.
"Виленские Губернские Ведомости",Статья "Трезвость и грамотность" № 16, 18-го Апреля 1859 года.
В мае 1859 года крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России. Главными участниками Трезвенного движения были государственные крестьяне. К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и другие слои населения.
https://www.charmingrussia.ru/2014/02/blog-post_9.html
Journal information