koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Никифоровскій Н. Я. Нечистики. 1907 [извлечения]

Оригинал взят у troika_ptah в Никифоровскій Н. Я. Нечистики. 1907 [извлечения]

Никифоровскій Н. Я. Нечистики. Сводъ простонародныхъ въ Витебской Бѣлоруссіи сказаній о нечистой силѣ. — Вильна, 1907

Никифоровскій Н. Я. Нечистики. Сводъ простонародныхъ въ Витебской Бѣлоруссіи сказаній о нечистой силѣ. — Вильна, 1907. — 103 с. [извлечения]

Скачать pdf оригинального скана материала
Скачать книгу в библиотеке bookva.org

ХІV. ПОЛУНОЧНИКИ И ЕРЕТНИКИ.

—стр. 61—
Полуночники и еретники повсюдны въ усадебныхъ строеніяхъ: гдѣ пребываетъ человѣкъ, тамъ есть и они, несмотря на присутствіе помѣстныхъ усадебныхъ нечистиковъ, которые, правду сказать, не могутъ ладить съ этими озорниками среди усадебныхъ человѣкоподобниковъ.

Полуночники начинаютъ свою озорническую дѣятельность во время общаго людского покоя, ночью, и проявляютъ ее дикими возгласами человѣка, фальшивою просьбою о помощи, свистомъ и ревомъ бури, страннымъ хохотомъ или плачемъ. Все это дѣлается снаружи помѣщенія, гдѣ расположился человѣкъ, и тѣмъ оно несноснѣе, что застаетъ покоящагося при первомъ снѣ, прерывая и послѣдующій ночной отдыхъ его, что приблизительно длится отъ 11 час. вечера до 3 час. утра.

Гдѣ притонное становище полуночниковъ и каковъ ихъ обликъ — доселѣ никому не удавалось узнать, хотя въ темнотѣ нерѣдко свѣтится то одинъ, то оба глаза полуночника, немленно укрывающагося отъ преслѣдованія; но, по быстрому движенію полуночниковъ, порывистымъ ихъ дѣйствіямъ и, въ особенности, по голосу, можно догадываться, что эти озорники моложе среднихъ лѣтъ, что они бродятъ въ одиночку и скопомъ и что въ составѣ скопа есть и мужчины и женщины. Замѣчено многократно, что полуночниковъ разводится больше и дѣятельность ихъ болѣе озорна вблизи поселеній, гдѣ есть побольше молодежи, и полуночническая дѣятельность нечистиковъ тлетворно отзывается на жизни и дѣятельности мѣстной молодежи, двойнымъ страхомъ — на жизни родителей и старшихъ.

Гораздо опредѣленнѣе обликъ еретниковъ, въ которыхъ многіе хотятъ видѣть бывшихъ колдуновъ и колдуній, пожелавшихъ передъ смертью отрѣшиться отъ гнуснаго поведенія своего, но не допущенныхъ до сего своими властителями — бѣсами. Единственное доброе намѣреніе бывшихъ человѣконенавистни-
—стр. 62—
ковъ, по смерти ихъ, оплачивается особенною карою: каждую ночь они должны появляться на дорогахъ, поджидать здѣсь и томить запоздалыхъ путниковъ, дѣлать тоже съ людьми и на ихъ собственныхъ дворахъ, въ чертѣ усадебныхъ построекъ и внутри ихъ.

Еретники начинаютъ губительную дѣятельность послѣ вечернихъ сумерекъ и длятъ ее до перваго проблеска утренней зари, — что тѣмъ опаснѣе для людей, которые не могутъ предусмотрѣть врага въ темнотѣ. Дерзкій еретникъ внезапно пристаетъ къ жертвѣ и обхватываетъ ее обѣручъ, или схватываетъ за горло: въ томъ и другомъ случаѣ жертва теряетъ сознаніе, или безсильно мечется до потери жизни. Тогда еретникъ, насладившись страхомъ и муками жертвы, пьетъ теплую кровь ея, а тѣло уродуетъ. Даже и въ томъ случаѣ, когда жертва не потерялась при первомъ подступѣ еретника, отъ послѣдняго нельзя отдѣлаться „ни пестомъ, ни крестомъ“: перваго не боится врагъ, а второй попадаетъ въ пространство, откуда увернулся еретникъ; при томъ же, будучи обхвачена и сдавлена, жертва не въ состояніи сдѣлать и этой послѣдней обороны.

Къ счастью людей, еретниковъ относительно немного, да и тѣ изводятся самими же еретниками, при встрѣчѣ другъ съ другомъ. Тогда, при полной ночной тишинѣ, два еретника немилосердно грызутся, царапаютъ, душатъ одинъ другого, и не было еще случая, чтобы одинъ изъ нихъ уцѣлѣлъ. На семъ прерывается бытіе еретника, который уже отбываетъ потомъ однѣ замогильныя кары. Кромѣ того и люди научились изводить еретниковъ, которые, не страшась громовыхъ стрѣлъ, уязвлямы, однако, острыми металлическими предметами, и скоро гибнутъ отъ уколовъ, порѣзовъ. При каждой гибели еретника матеріальное вещество его обращается въ зловредный прахъ, разрушительно дѣйствующій на здоровье людей и даже животныхъ, когда пищею и питьемъ вводится въ тѣло.



<...>

XXIV. КОЛДУНЫ и КОЛДУНЬИ

<...>
—стр. 97—
Когда колдунъ или колдунья дожили до предѣльнаго земного бытія, ослабѣли умственно и тѣлесно и не могутъ дольше
—стр. 98—
вести бѣсовскихъ дѣлъ, бѣсы перестаютъ давать свою обычную помощь и остаются при нихъ только на стражѣ души ихъ и ради выполненія существеннаго условія колдовства — передать послѣднее кому-либо изъ близкихъ къ колдуну лицъ. Чѣмъ скорѣе сдѣлано это, тѣмъ скорѣе наступитъ и кончина колдуна, хотя предсмертныя муки ихъ и въ семъ случаѣ бываютъ выше обыкновенныхъ людскихъ. Но передать колдовство нелегко, тѣмъ болѣе, что, видя зазорную жизнь близкаго лица и зная источникъ ея, даже родныя дѣти уклоняются отъ родительскаго предложенія.

Лишеніе бѣсовской помощи, физическія терзанія бѣсовъ, при неустанномъ поминѣ о передачѣ колдовства, и угрызенія совѣсти за злодѣянія цѣлой жизни уже сразу ставятъ болѣзнь колдуна невыразимо тяжкою. Но, по мѣрѣ того, какъ длится болѣзнь, растетъ и тягость мукъ: больной мечется, старается уйти отъ страшныхъ образовъ, неестественно стонетъ и реветъ, проситъ доканать его; для утоленія, напр. нестерпимой жажды хватаетъ и несетъ въ ротъ горящую лучину, тогда-какъ при очевидномъ холодѣ молитъ о подачѣ льда, воды изъ проруби. Что же касается предсмертныхъ, по большей части, дикихъ рѣчей колдуна, то онѣ полны проклятій, грубой брани и цинизма.

По чувству человѣчности, окружающіе стараются оказать возможную помощь умирающему: помѣщаютъ его на срединѣ избяного пола, а на грудь кладутъ веревку, протягиваемую на дворъ чрезъ отворенную дверь, чтобы душѣ удобно было выйти изъ тѣла; открываютъ дымовыя отдушины, просверливаютъ въ стѣнахъ и потолкѣ дырья, чтобы туда прошла несомая чертями душа колдуна, если только двери и окна назнаменованы мѣловыми крестами; ввиду же того, что душа колдуна рогата, и ей трудно выходить изъ тѣла, на печь привѣшиваютъ хомутъ со шлеями, чтобы черти могли запрячься и общими усиліями извлечь „рогатую душу“. Разумѣется, послѣднее причиняетъ умирающему столь сильныя муки, что для передачи повѣсти о нихъ на человѣческомъ языкѣ нѣтъ и словъ.

—стр. 99—
По извлеченіи души изъ тѣла, бѣсы скопомъ входятъ внутрь его, чтобы осквернить недавнее обиталище своей жертвы, иногда же — для того, чтобы подхватить тѣло и унести его на бѣсовскій пиръ. Послѣднее, впрочемъ, не удается, потому что окружающіе посыпаютъ тѣло освященнымъ макомъ, или солью. Тогда бѣсовскій скопъ стайно носится надъ домомъ умершаго ввидѣ воронъ, и стайно же улетаетъ вдаль, унося душу колдуна, послѣ чего слѣдуетъ буря и ненастье впродолженіе нѣсколькихъ дней сряду. Люди стараются предупредить стихійныя нестроенія; въ могилу погребаемаго колдуна они кладутъ нарочито приготовленный крестъ, вытесанный изъ молодого (въ ростъ человѣка) дерева, подъ гробъ колдуна.
Tags: упырь
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 243
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/PwHxmUAzgtLnhA в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments