koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Categories:

О пьянстве и борьбе с ним в России

Один из виднейших специалистов в этой области тех времён Н. О. Осипов писал, что "Россию по количеству алкоголя можно было бы причислить к самым трезвым странам Европы".

Русский крестьянин имел возможность пить лишь несколько десятков дней в году - по престольным праздникам, на пасху, масленицу, на свадьбах и базарах. Всё остальное время он тяжело работал, отвоёвывая у земли в суровых условиях нашего климата хлеб свой насущный. Крестьянский труд не терпел ни двух, ни трёх каждодневных рюмок.


Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской. Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной борьбы. Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения.

За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить «Журнал воспитания» и «Русский педагогический вестник», с 1860 года – «Учитель», с 1861 года – «Ясная поляна», с 1864 года – «Педагогический сборник», а с 1866 года – «Детский сад». В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества.
Газеты и журналы дореволюционной России


5 декабря 1866 года в России были учреждены приюты для "малолетних преступников". А в 1894 году Петербургское юридическое общество создало особую комиссию по вопросам малолетних правонарушителей. Еще в 1863 году Главным управлением военно-учебных заведений России уже был разработан план создания специальной сети школ для трудных детей, который стал реализовываться в 1867-68 годах. Первые специальные гимназии появились в 1868 году в Саратове и в г. Вольске Саратовской губернии, а позднее в Иркутске и других городах. В 1871 году в Петербурге была создана земледельческая воспитательная колония для малолетних правонарушителей, где основным принципом перевоспитания было уважение к личности подростка.
Конец XIX века - это очередная волна борьбы за трезвость.

Общества трезвенности создавались повсеместно. В 1874 году одно из них было учреждено в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Через некоторое время, в 1882 году, было создано "согласие трезвости" в селе Татево Смоленской губернии, в 1874 году было организовано Украинское общество трезвости. В 1887 году Л. Н. Толстой вместе с Н. Н. Миклухо-Маклаем, П. И. Бирюковым, Н. Н. Ге (младшим) и другими подписал "Согласие против пьянства" и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекли внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основало Петербургское общество трезвости, в 1891 — Одесское, в 1892 — Казанское, в 1893 — Рыбинское, а в 1895 — Московское общество трезвости.


Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие.

В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.





Председатель Казанского общества трезвости в 1892-1917 гг. Александр Титович Соловьёв (1853-1918).Около 1903 года.



В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С.-Петербурге "Вестник трезвости", с 1896 г. в Казани – "Деятель", а с 1898 года – "Народная трезвость", приложение к журналу "Наше хозяйство" и другие.
В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция.

Газеты активно вели пропаганду трезвенного образа жизни, показывая весь ужас пьянства.



                                Реклама трезвенности "Жизнь трезвенника и пьяницы"

В конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости. На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В I905-I908 годах в Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу "Трезвая жизнь", "Листок трезвости для школьников", а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей "Зорька".

Прививание трезвого образа жизни проводилось уже с детского возраста.

В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова "Противоалкогольный детский праздник", с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: "Будущее принадлежит трезвым нациям".

Руководитель Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости священник Пётр Иванович Поляков с детьми детского сада на летнем отдыхе. 1910-е гг.
Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал "Праздник трезвости", в Серпухове Московской губернии "Воскресный листок", в Острове Псковской губернии "Друг трезвости", Воронеже — "Заря трезвости", Одессе — "Зеленый змий", Уфе — "Уфимское попечительство о народной трезвости", Царицыне — "Царицынский трезвенник" и другие.


Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались: "В борьбе за трезвость".
В Петербурге выходили журналы: "Листок трезвости", "Народная трезвость", "Отрезвление", "Сеятель трезвости", "Сила трезвости", "Трезвая жизнь", "Трезвость и бережливость", "Трезвые всходы" и другие.


Еженедельный народный журнал "Отрезвление" , № 1, Март 1914 год , Санкт-Петербург.


В период правления Николая II торговля водкой была упорядочена: регламентированы время и место торговли, открыты казенные винные лавки. Водка продавалась уже в фасованном виде в бутылках. Заметно повысилось ее качество и улучшилось обслуживание посетителей в питейных заведениях. Потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.

В самом начале Первой мировой войны государь Николай II решил провести смелую реформу, которая была особенно близка его сердцу: запрещение продажи спиртных напитков. Сначала был введен запрет как обычная мера, сопровождающая мобилизацию; затем, 22 августа 1914 года, было объявлено, что запрет сохранится на все время войны; он был постепенно распространен не только на водку, но также на вино и пиво. Затем, в начале сентября, принимая великого князя Константина Константиновича в качестве председателя Союзов Трезвенников, Николай сказал: "Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки". И эти слова царя полностью соответствовали в то время общему народному мнению, принявшему запрет спиртных напитков как очищение от грехов.

До революции Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.

ЖУРНАЛ «ИСКРЫ», ГОД ТРИНАДЦАТЫЙ
Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами.
Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».
№ 35, Воскресенье, 08 сентября 1913 г.
Непьющие в Петербурге.
Фот. А. Михайлова.
В Петербурге много шума наделал призыв к трезвенности некоего Чурикова. Его призыв вызвал в народных массах целое движение, направленное в сторону христианского просветления и абсолютного отречения от пьянства, разврата и др. грехов. Теперь в Петербурге насчитывается свыше 10 тысяч трезвенников, последователей Чурикова. Время от времени группы их собираются в разных частях столицы для чтения евангелия и пения религиозно-нравственных песен.




Подписи под картинками:
Группа петербургских трезвенников после молитвенного собрания.
Собрание женщин-трезвенниц, устроенное прислугой на кухне с разрешения ее барыни.
Петербургские последователи учения «братца Иоанна Чурикова (*)».
День трезвости.
29 августа было днем трезвости. Повсеместно, во всех церквах Российской Империи были совершены торжественные богослужения с молебствием по особому чину «об уврачевании недуга пьянственного» и произведен кружечный сбор на борьбу с пьянством.
День трезвости в Москве. Крестный ход.
Толпа трезвенников на Сухаревской площади.
Трезвенная работа велась не только обществами трезвости "внизу", на местах, но и деятелями трезвости "наверху", в представительных органах власти. Особая заслуга в том, что алкогольный вопрос начал гласно обсуждаться и решаться на общероссийском уровне, принадлежит Михаилу Дмитриевичу Челышёву (1866-1915)

Выходец из семьи крестьянина – маляра из деревни Воронино (или Ворыпино) Владимирской губернии, он, благодаря неустанному труду, самообразованию, деятельному участию в общественных делах, стал "купцом" (предпринимателем, строительным подрядчиком), был избран гласным Самарской городской думы и уездного земства, самарским городским головой. Тесно связанный с народом, он хорошо знал те беды, которые приносит пьянство. Будучи трезвенником с рождения, он сознательно принял участие в трезвенном движении с конца XIX в.
Михаил Дмитриевич Челышёв. 1900-е гг.

Непосредственную работу в школе вели члены обществ трезвости и сочувствующие. Наиболее последовательно, в течение 12 лет (14 сентября 1905 г. – конец 1917 г.) она велась в Обществе "Первая российская Сергиевская школа трезвости", находившемся в Сергиевской слободе Петергофского уезда Петербургской губернии близ православного монастыря Сергиева Пустынь, неподалеку от одноименной станции Балтийской ж.д., в 18 верстах к юго-западу от Петербурга. Основателем и руководителем школы был иеромонах Павел (в миру – Пётр Горшков, 1867-1950.
В классе Общества "Первая Российская Сергиевская школа трезвости". Стоит второй слева иеромонах Павел. 1906-1911 гг.
Школа была церковной, с "одноклассными" (с трехлетним сроком обучения) школами для мальчиков и девочек. С осени 1911 г. школа для мальчиков стала "двухклассной" (с пятилетним сроком обучения). Учились в ней в основном дети крестьянской бедноты из расположенной неподалеку Сергиевской слободы, многие – из семей пьяниц.
Помимо обычных предметов, мальчиков в школе учили ремеслу и сельскому хозяйству, девочек – рукоделию. Согласно уставу, школа ставила своей задачей воспитать из детей "апостолов трезвости", которые, будучи стойкими и твердыми, разойдясь по разным уголкам России, могли бы проповедовать трезвость в народе. Для этого каждую неделю один урок отводился "учению о трезвости". На первом (со второго полугодия) и втором годах обучения они состояли из доступных бесед, чтения и обсуждения соответствующих рассказов. На 3-4 годах проходился краткий курс основ трезвости, включавший в себя: сведения о свойствах алкоголя (водки, виноградного вина, пива); его воздействии на человека семью, общество; положительных качествах трезвости; мерах борьбы с пьянством. Кроме того, противоалкогольный материал использовался при удобных случаях на уроках Закона Божия, русского языка, арифметики, пения.

                               Нагрудный знак Попечительства о народной трезвости.
Важной составляющей реформы стало создание попечительств о народной трезвости — общественных организаций, получавших частичное финансирование от казны. С санкции властей они создавались в каждой губернии примерно за полгода до введения в ней винной монополии.
В задачи губернских попечительств входило:
"1. Ходатайствовать перед правительственными органами о мероприятиях, способствующих уменьшению пьянства.
2. Оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена на народное отрезвление.
3. Осуществлять надзор самостоятельно и совместно с полицейскими органами за правилами торговли крепкими напитками как в заведениях, содержимых частными лицами, так и в казенных винных лавках.
4. Распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков.
5. Организовывать для населения мероприятия, дающие возможность проводить свободное время вне питейных заведений, в чайных, столовых, читальнях при чайных, в библиотеках и пр.
6. Принимать меры попечения о лечении страдающих запоем, организовывать собственные специальные больницы, амбулатории.
7. Издавать брошюры и листки для распространения в народе убеждения о вреде пьянства и необходимости обращаться к врачам и в больницы, а также для выяснения значения отдельных народных средств для лечения от пьянства".

Особое внимание уделялось чайным как альтернативе упраздненным кабакам, так как, по мнению публицистов-современников, "русского простолюдина в кабак тянет не одно вино как таковое; его влечет в питейное заведение преимущественно потребность в общении. С другой же стороны, известно, что люди склонны общение между собой соединять с потреблением чего-либо съестного или тех или иных напитков; этим и определяется привлекательная сила мест продажи питий".

https://www.charmingrussia.ru/2014/02/blog-post_9.html
Tags: водочка и табачок
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments