В мурманском порту 6 сентября 1970 г. удивленному экипажу в торжественной обстановке был передан... командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»!
Это был объект BP-1227, вроде бы потерянный в начале года при невыясненных обстоятельствах.. Капсулу загрузили в носовую часть судна, и «Southwind» ушел обратно. В Портсмуте (Великобритания) модуль сняли с корабля.
Об этом потрясающем событии было написано как в «Новостях Космонавтики» [2] так и в энциклопедии Марка Вейда [1].
Фото.1 Погрузка капсулы «Аполлон» в порту Мурманска на американский корабль. |
А началось все с того, что на имя Марка Вейда, создателя и хранителя "Энциклопедии Космонавтики" (1) пришло письмо от одного венгра, где он указывал среди прочего, что сей абсолютно секретный снимок был опубликован ни много нимало двадцать пять лет назад в одной венгерской книге:
«Urhajozasi Lexikon» (Энциклопедия космических исследований), 1981, ISBN 963 05 2348 5, Zrinyi, стр.33, фото 2"x2.5" ч/б
Что особо забавно, при этой эпохальной встрече-передаче в Мурманске(!) случайно(!) в порту(!) оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Кто хорошо знаком с советскими реалиями, тот поймет мою иронию...
Более того, Марк Вейд, будучи до глубины души озадаченным таким неожиданным событием, решил провести свое собственное расследование. А удивляться ему было из-за чего: ни один из западных источников никогда (!) вообще не упоминал, что факт пропажи имел когда-либо место.
Я себе могу только представить, сколько трудов и усилий пришлось приложить советской стороне,
чтобы уговорить забрать "пропажу" из Главного Бюро находок.
Вы спросите, почему? Тут дело вот какого рода. Не все читатели помнят советские времена, когда параллельно с рабочими, колхозниками и трудовой интеллигенцией мирно сосуществовали люди, которые не смогли бы объяснить правоохранительным органам ни род своих занятий, ни источник доходов − это всевозможные фарцовщики, валютчики, "цеховики" и другие "деловые" люди. Когда их грабили, они обычно не обращались в милицию, ведь там потерпевшему пришлось бы объяснять: откуда у гражданина такие доходы, где работает? Поэтому, они никогда не признавались, что были ограблены. Ведь уголовная ответственность за их криминальный бизнес была зачастую гораздо серьезней, чем наказание ворам за квартирную кражу: за хищение социалистической собственности в особо крупных размерах полагалось от 10 до 15 лет лишения свободы, или расстрел!
Даже в тех случаях, когда воры могли быть задержаны, потерпевшие отказывались писать заявления: "Не грабил меня никто!"
Видимо, американцы вели себя в аналогичном ключе, пока им не сделали предложение, от которого не возможно было отказаться.
Возможно, что частью соглашения была полная секретность этого "мероприятия".
Тем не менее, в секретном порту Мурманска, куда иностранцев и близко бы не пустили, отчего-то "завелись" венгерские журналисты (видимо от сырости).
Фото 2. Передача «товара» прошла в теплой и дружественной атмосфере... |
И еще один любопытный факт: ВСЕ участники этого события (сотни людей) держали язык за зубами и помалкивали тридцать с лишним лет. Молчали не только наши, что понятно, но молчали и американцы, включая рядовых матросов! Зная, как на Западе любят из любой чепухи сделать газетную историю, молчание столько лет наводит на размышления...
Это я к тому, что постоянно защитники NASA как аргумент используют тот тезис, что масса задействованных людей не может не проболтаться. А вот пожалуйста - факт налицо, есть фото, другие доказательства, а люди молчали! Хотя вроде как и факт не сильно секретный.
Самое интересное другое: где и когда произошла "пропажа", и каким образом этот экземпляр оказался в Мурманской гавани?
Журнал Новости Космонавтики в статье [2] совершенно ошибочно пишет, что сей агрегат был потерян "у берегов Великобритании в тумане".
Про туман это уже придумали в редакции журнала, а вот про берега Великобритании - это не более чем глупая версия одного из читателей Марка Вейда, который ему сообщил такой вариант в своем письме. Глупая версия - потому что трассы полетов кораблей Apollo пролегали не северней 32° с.ш. и не южней 32° ю.ш. из-за характерного наклонения орбиты. Поэтому все тренировки и тесты могли проводится только на "югах".
Так что в холодном Северном море ловить было явно нечего. Бискайский залив тут "теплее".
Но есть у меня подозрение, что советский "рыболовецкий" траулер тоже где-то в другом месте выловил "находку". Не в Бискайском заливе.
А упоминание про Бискайский залив - это тонкий намек на одно толстое дело.
Правильней всего будет сказать, что на самом деле "находка" была найдена в неустановленном районе Мирового океана.
Нельзя исключать и совсем невероятное стечение обстоятельств, когда аварийное падение ракеты "Сатурн-V" с макетом капсулы "Аполлон" и прочим барахлом произошло совсем недалеко от маршрута движения советских транспортных судов, снабжавших Кубу. Тогда пропажу могло подобрать любое, даже гражданское судно, в силу стечения обстоятельств оказавшееся ближе всех к месту приводнения.
Фото 3. "Находку" сдал - "находку" принял! |
Вот что пишет журнал Новости Космонавтики на сей счет [2]: "Известно, что по программе Apollo было построено несколько макетов – с №BP-1201 по -1233. Назначение и дальнейшая судьба большинства из них не известны. Помнится, для морских испытаний применялись BP-1204 в Рота (Испания), BP-1215 в Йокосуке (Япония), BP-1223 на Азорских о-вах. Что касается конкретно BP-1227, то обстоятельства его потери до сих пор не ясны. Американцы признают, что спецслужбы предпринимали особые меры по «обеспечению безопасности капсул» от постороннего взгляда. Тем не менее..."
Думаю, мы еще не скоро узнаем, где и при каких обстоятельствах "рыболовецкий" траулер выловил это "счастье". А вот советская версия про "Бискайский залив" является просто переданным "приветом" кое-кому о тех трагических обстоятельствах, на фоне которых все и случилось.
Понятно, что данный экземпляр не всплыл со дна морских глубин, не был сброшен с палубы корабля.
Он упал сверху, с неба. Спор только можно вести о начальной высоте падения.
Удивительный факт: ни генерал Каманин в своих дневниках, ни Черток, ни сам Мишин никогда не упоминали в своих мемуарах о подобном инциденте! Может они вообще не знали? Или не интересовались!? Никто из руководителей космической отрасли никогда не комментировал данный случай. Просто феноменально!
Да и воспоминания самого Благова из ЦКБМ нужно воспринимать критически, ведь следы коррозии нижней части корпуса видны невооруженным глазом на фото №3.
Кстати, сам Марк Вейд, немало озадаченный этой темной историей, поставил читателей откликнуться и присылать письма с пояснениями: когда и где это "счастье" было потеряно и кем; не имела ли эта капсула отношение к миссии Аполлон-13 и т.д.
Просьба Марка Вейда не осталась безответной, и вскоре на его сайте появились многочисленные свидетельства американских моряков − участников того осеннего морского похода 1970 года с заходом в советский порт Мурманск.
При этом оказалось, что член экипажа ледокола «Southwind» с типичными для американцев именем и фамилией Михаил Стронский (Michael Stronski) сделал серию снимков капсулы на палубе корабля в процессе ее транспортировки домой, в Америку. Имея на руках такие роскошные снимки, Михаил Стронский все эти 40 лет скромно помалкивал в тряпочку, не пытаясь снискать известность в СМИ!
Это еще один камень в огород тех, кто не верит, будто в Америке люди не умеют держать язык за зубами. Помалкивают, как миленькие!
Однако, подлинной сенсацией должно было бы стать совсем другое фото, несколько лет назад внезапно появившееся на известном сайте − фотобанке Gettyimages.
Дело в том, что в отличие от явно любительских фото матроса с ледокола «Southwind», и весьма посредственных по качеству снимков венгерского фотокора, американцы выложили в платный доступ шикарную фотографию мурманской капсулы почти студийного качества!
Все дело в том, что в отличие от присутствовавших на теплой советско-американской встрече в заполярном Мурманске венгерских журналистов (снимки которых опубликованы почти 40 лет назад), членов экипажа ледокола «Southwind» (чьи любительские снимки среднего качества показаны выше), и советской стороны, которая до сих пор предпочитает воздерживаться от официальных комментариев, была еще одна сторона, о которой мы как-то забыли − это американские официальные лица, профессиональные разведчики под дипломатическим прикрытием: служащий посольства США Уильям Харбен (Harben); военно-морской атташе Франклин Бэббитт (Babbitt) и заместитель военного атташе Ричард М. Родниа (Rodnia), которые, согласно сообщению американского информационного агентства UPI, в пятницу 4 сентября 1970 года специально прибыли в Мурманск для приема-передачи ценного груза.
Сразу же можно отбросить версию советского происхождения снимка: очевидно, что он сделан непосредственно в момент передачи груза в порту − капсула установлена на деревянный поддон и закреплена тросами для погрузки портовым краном на борт американского судна. Если бы снимок делали наши, то его можно было бы сделать в любом другом, более подходящем месте, с более удачного ракурса. Очевидно, что снимок сделан без подготовки, фотокамера находилась на высоте человека среднего роста.
Если сравнить фото №2 (показанное выше) и данный снимок в полной версии, то очевидно, что они сделаны разными людьми в одном и том же месте!
фото Венгерского Агентства новостей |
Согласно информации на сайте фотобанка Gettyimages[6] − фото датировано 15 сентября 1970 года, что не соответствует действительности, ибо к тому времени ледокол «Southwind» уже покинул порт Мурманск и вышел в открытое море.
Выходит, что данную фотографию нам подбросили неизвестные «доброжелатели» из американского разведывательного сообщества, пожелавшие остаться неизвестными!
Несколько выводов на основании данного фото: во-первых, хорошо видны непонятные «ссадины» по всему диаметру наиболее широкой части капсулы. Природа этих пятен непонятна, но можно подозревать либо коррозийный, либо механический характер происхождения повреждений металла обшивки капсулы.
на фото: нижняя часть мурманской капсулы крупным планом |
Во-вторых, совершенно не подтверждается гипотеза некоторых авторов о почерневшем (подгоревшем) днище капсулы. При большом увеличении данного снимка видно, что днище светлое, по крайне мере, той же яркости, что и боковые стенки. Многочисленные вертикальные темные полосы при детальном рассмотрении более всего напоминают потёки краски, идущие сверху вниз на длину до полуметра. Это принципиально меняет дело, ведь при обгорании космического корабля в атмосфере нагар сноситься по направлению снизу вверх, по линиям обтекания капсулы воздухом, а не наоборот. К тому же, характерную картину потёка ни с чем не спутаешь.
[1] Энциклопедия Марка Вейда - "Soviets Recovered an Apollo Capsule!" www.astronautix.com
[2] И.Афанасьев. «Новости космонавтики» март 2003г. www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numb
[3] Посольство США http://www.usembassy.ru/links/print_historyr.php
[4] Гибель советской атомной подводной лодки «К-8» http://sexik.narod.ru/cursk/book/k-8.htm
[5]«Пилотируемые полеты на луну, конструкция и характеристики Saturn-V Apollo» М., 1973г. Серия «Ракетостроение», т.3
[6] Фотобанк Gettyimages https://www.gettyimages.ca
http://www.free-inform.ru/pepelaz/pepelaz-10.htm
Journal information