koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Category:

Перепись в Вифлееме




На первый взгляд, в картине "Перепись в  Вифлееме", написанной Питером Брейгелем Старшим, бросается в глаза целый ряд примечательных вещей. Эта богатая и разнообразная картина соблазняет зрителей своим масштабом и балансом цветов и композиции. Но всё же взгляд задерживается прежде всего на бескрайнем снежном просторе, где каждый занят своей работой. Любопытство зрителя тогда улавливается различными перекрывающимися сценами, которые окружают главную тему и дают картине ее название - "Перепись в Вифлееме". Но разве эта библейская тема не является лишь предлогом?
Как и человек, прислонившийся к ставне на переднем плане, художник, кажется, наблюдает за деревней откуда-то сверху. Подобно Брейгелю, взгляд зрителя устремлен к горизонту, где восходит солнце. Люди заняты собой, увлечены собственной жизнью.
    Брейгель запечатлевает суету брабантской деревни. Каждый персонаж изображен в действии. Дети играют с волчком или скользят по замерзшей воде, а пара осторожно продвигается по льду.
   Диагональная линия разделяет картину сверху слева направо. Это косое разделение между крупным планом в левом нижнем углу и дальним расстоянием в правом верхнем углу.  Тропинка, которая тянется от постоялого двора в нижнем углу к развалинам в дальнем конце деревни, идет по другой диагонали, пересекающей другую точно в центре картины, где художник поместил единственное колесо, отделенное от телеги.
Баланс между геометрическими размерами зданий и сгорбленными формами людей идеален. Вертикальные линии, созданные деревьями, подчеркивают композицию и придают ей ощущение перспективы.
Даже мельчайшие детали удивительно достоверны. Особенно это касается ребенка в вехнем правом углу полотна, который, раскинув руки, распугивает птиц перед развалинами замка, а также вороны, которая парит над руинами (см. илл. 1).


Илл. 1.
В своем "Трактате о пейзажной живописи", опубликованном в 1939 году, живописец и теоретик искусства Андре Лот сформулировал идею о пейзажах фламандского мастера: "Вы можете использовать объем любого формата, который вам нравится, чтобы покрыть части этой необыкновенной картины: она всегда будет выглядеть составленной. Каждый элемент расположен таким образом, что вместе с соседним элементом он образует композицию.  Эти, казалось бы, рассеянные элементы не могли быть более упорядоченными. Но эта сверхъестественная наука скрыта... Общественность не обращает внимания на эти скрытые силы" [ André Lhote, Treatise on Landscape Painting, 1939].
Сбалансированный внешний вид композиции усиливается гармоничным распределением цветов. В то время как преобладают охры, белые и серо-зеленые цвета, время от времени бросаются в глаза красные пятна на одежде или шляпе. Хотя все в картине кажется контролируемым, мы, тем не менее, далеки от строгой конструкции, которая доминирует в итальянском искусстве того же периода времени. Брейгель представляет свою собственную, более интуитивную схему. Брейгель работал, смешивая слои, которые еще не высохли полностью. Эта техника называется на языке художников "alla prima" или "мокрым по мокрому". В отличие от фламандских художников прошлого века, световые эффекты обусловлены не прозрачностью, а наложением материала и толстыми бесстрастными мазками цветов (посмотрите на илл. 1).

   В других местах, хотя слои очень тонкие, Брейгель играет с ними, чтобы получить потрясающие нюансы белых оттенков. Брейгель - мастер изображения снежных поверхностей и зимнего неба (см. илл. 2).

илл. 2.


Tags: художники
Subscribe
promo koparev сентябрь 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment