koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Categories:

Капсулы американских космических кораблей

Капсула космического корабля «Меркурий» изначально проектировалась как суборбитальный летательный аппарат на основе предположений, что СССР еще не скоро сможет решить проблему безопасного возвращения человека с орбиты ИСЗ.

Малограмотные домыслы доктора геометрии Зотьева о максимальном нагреве капсулы не свыше 700°С относятся как раз к условиям эксплуатации гиперзвуковых летательных аппаратов. Аналогичные температуры (~650°С) были получены в полетах ракетоплана North American Х-15, что давало американцам основание использовать полученный опыт в проекте «Меркурий».

Однако, вскоре выяснилось, что между условиями полета North American Х-15 и суборбитального «Меркурия» есть существенные различия.

Схема суборбитального полета корабля «Меркурий» выглядит просто и не предполагает особых неожиданностей[9]:

Пожалуй, единственный сложный момент − развернуть капсулу на 180° днищем вперед для правильного входа в атмосферу, и не забыть в конце раскрыть парашют.

Что касается так называемого включения тормозных двигателей длительностью 10 секунд, то сами американцы в отчете о полете MA-3 признают, что речь шла об имитации в целях накопления опыта для будущих орбитальных полетов[9]

Однако, проблемы настигли «Меркурий» с неожиданной стороны. Это только кажется, что запустить человека на примитивной спиртовой (!) ракете-аналоге «Фау-2» на высоту 100...150км − пустяковое дело.



Совсем не зря, как выяснилось, производитель космического корабля McDonnell Aircraft Corporation в своих расчетах прочности ориентировался на максимальные перегрузки при входе в плотные слои атмосферы до 20g[9].

Дело в том, что вход в атмосферу под большим углом, даже с небольшой скоростью (V2,5км/с), предполагает, как ни парадоксально, гораздо большие, почти в два раза, перегрузки, чем при штатном спуске корабля с первой космической скоростью!

В суборбитальном полете 31 января 1961 года корабля «Меркурий» MR-2 с шимпанзе на борту были зафиксированы перегрузки 17g при аварийном отделении корабля от ракеты и почти 15g при спуске в плотных слоях атмосферы[13].

Любопытно, что в своих отчетах NASA оценивало полет MR-2 с шимпанзе не как основание для доработки ракетной программы «Редстоун−Меркурий» в сторону снижения перегрузок, а наоборот − как доказательство ее пригодности и безопасности для дальнейших полетов с человеком на борту!


Между тем, полет MR-2 был как раз очень важен для подтверждения пригодности системы «Меркурий−Редстоун» для начала пилотируемых полетов, поскольку в первом беспилотном полете 19 декабря 1960 года корабля MR-1A перегрузки также превысили допустимый лимит для пребывания человека на борту.

Первый полет MR-1A был далеко не безупречным: после полета обнаружилось, что один из иллюминаторов дал трещину[33].

Следующий суборбитальный беспилотный запуск корабля «Меркурий» МА-2 был произведен 21 февраля 1961 года при помощи модернизированной ракеты «Атлас-D». Максимальная перегрузка в полете составила почти 16g − что, на самом деле, превышает любые допустимые пределы для безопасности человека на борту.

Я хотел бы сразу отбросить любые отговорки со ссылками на суборбитальный полет Лазарева и Макарова «Союз-18-1», во время которого перегрузки достигли 21g − это, скорее, счастливый случай, из которого не следует делать правила. Мало ли было казусов, когда люди оставались живы после падения с нераскрытым парашютом? Означает ли это, что парашют не нужен вовсе?! Мы ведь не знаем, на самом деле, как бы выглядела статистика, если бы большую группу испытателей подвергнуть перегрузке 15−20g: сколько мы получим телесных повреждений, кровотечений внутренних органов, инвалидности, смертей...

Осознавая ту меру ответственности, которую понесет бывший гражданин Третьего Рейха в случае позорной гибели американского астронавта при попытке совершить первый космический полет, Вернер фон Браун решил перестраховаться и выполнить еще один испытательный суборбитальный полет, в котором должны были быть устранены выявленные недостатки ракетной системы «Меркурий−Редстоун».

В этом месте следует сделать одно важное отступление от нашего повествования. У читателя может возникнуть вопрос: какое отношение имел фон Браун к реализации программы пилотируемых полетов «Меркурий»? Формально − второстепенное, ведь он был всего лишь главным конструктором допотопной спиртовой ракеты «Редстоун» (типа «Фау-2»), давно принятой на вооружение, которая к началу 1961 года полностью морально устарела, но была выбрана в качестве носителя для суборбитального полета.

Но, фактически, заручившись поддержкой нового президента Джона Кеннеди, и что еще важнее − вице-президента Линдона Джонсона − господина барон получил пост главного космического сказочника страны. Благодаря силе характера и умению манипулировать людьми, фон Браун добился того, что к нему, в Хантсвилл, приезжали начальники из NASA на доклад. Именно так выглядит ситуация с переносом пилотируемых полетов в феврале 1961 года, когда какой-то фон Браун запретил (!) заместителю директора NASA Хью Драйдену, руководителю Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне Роберту Гилруту, главному конструктору корабля «Меркурий» Максу Фагету подготовку к полету MR-3 с человеком на борту без проведения новых беспилотных запусков[34].

И вот все это космическое начальство пошло на поводу у фон Брауна, согласившись на бессмысленный эксперимент: 24 марта 1961 года состоялся беспилотный запуск ракеты с макетом капсулы под кодовым названием «Меркурий−Редстоун−BD».

Вернер фон Браун, Курт Дебус и другие партайгеноссе были в полном восхищении от полета!

Правда, не совсем понятно, чему они радовались: капсула корабля «Меркурий» не отделилась от ракеты, в результате чего связка «Меркурий−Редстоун» совершила неуправляемое падение и разрушилась в плотных слоях атмосферы, корабль «Меркурий» полностью сгорел.

Американцы утверждают, что в полете перегрузки не превысили 11g, что давало основания для запуска человека на борту. С другой стороны, учитывая печальный финал для самого «Меркурия», не совсем понятно, можно ли доверять подобным измерениям.

Американцы, со своей стороны, возражают, мол, все так и должно было происходить, а корабль «Меркурий» был на самом деле не настоящий, а макет...

В СССР такое объяснение было встречено с большой долей иронии[14]:



«Говорил с Вершининым по «ВЧ», доложил, что у нас все идет нормально, пуск намечен на 11–12 апреля. Главком передал, что американцы планируют полет человека в космос на 28 апреля. Я сказал ему, что они раньше нас человека не запустят. 24 марта у них был большой провал: капсула «Меркурий» не отделилась от носителя и затонула в океане».

(7 апреля 1961 года, из дневника Н. Каманина)


Однако, взятая из рукава фон Брауна цифра 11g дала основание NASA в дальнейшем для всех пилотируемых суборбитальных полетов писать максимальную перегрузку  11g и таким образом подвести черту и зарыть тему для любых сомнений и вопросов.

В довершение всех «успехов» суборбитальных полетов системы «Меркурий−Редстоун», 25 апреля 1961 года при попытке запуска первого беспилотного орбитального варианта корабля «Меркурий−Атлас» МА-3 ракета была подорвана на 40-й секунде полета на высоте всего 5км, капсула отделилась при помощи сработавшей системы аварийного спасения (САС), и благополучно плюхнулась в Атлантический океан у побережья мыса Канаверал, недалеко от стартовой площадки.

Поставьте себя на место фон Брауна: две недели назад Юрий Гагарин полетел в космос. И не просто поднялся формально выше 100км, а совершил орбитальный полет один символический виток вокруг Земли. Его имя повторяет вся планета! Он символ триумфа Хрущева и КПСС над американским Уолл-Стритом!

А в это время Америка не только не может повторить этот успех, но даже элементарно не может обеспечить наипростейший суборбитальный 15-минутный «прыжок» в космос! Третья авария подряд, да еще и с человеческими жертвами, будет стоить ему, иностранцу и бывшему фашисту, головы...

Поставьте себя на место фон Брауна: вы не главный конструктор корабля «Меркурий», ракету «Редстоун» производят давно и без вас, ракета «Атлас» совсем чужая, вам просто сгребли весь этот то ли хлам, то ли цирковой реквизит, сгрузили одной кучей, и говорят: давай, вперед! Ты теперь главный режиссер и художественный руководитель космического цирка во Флориде! Делай что хочешь, но высокое доверие, оказанное президентом, должен оправдать! 

Чтобы вы предприняли? Правильно − организовали бы видимость успеха! Все, так или иначе, пытаются не быть, а казаться...

И мы, и они периодически прибегали и прибегаем к помощи волшебной силы искусства массовой информации. Где-то больше, где-то меньше...

Тут еще сыграл фактор Хрущева: Никита Сергеевич не умел вести себя дипломатично, и постоянно дразнил Дядю Сэма космическими кораблями, которые бороздят просторы Большого Театра с ядерной бомбой на борту...

Американцы и так параноики от рождения, весь их кинематограф пронизан манией преследования, а тут еще этот малокультурный «фермер», который откровенно дразнит и провоцирует США на ответные решительные действия... Америка только-только начала оправляться от мрачного периода массовых репрессий и борьбы с безродными космополитами во времена работы комиссии сенатора-алкоголика Джозефа Маккарти, как новое противостояние СССРСША ввергло их в состояние панической атаки...

Поэтому, меня совсем не удивляет, что худрук Вернер фон Браун был вынужден прибегнуть к услугам «нетрадиционной» космонавтики...

Попробовал бы он этого не сделать: теневые короли Америки обоих братьев Кеннеди прихлопнули! Жизнь старого немца в их глазах не стоила бы ломаного гроша...

Однако, мы отвлеклись. 5 мая 1961 года фон Брауном был блестяще организован и проведен «альтернативный» космический полет Алана Шепарда, что дало возможность президенту США Джону Кеннеди наконец-то насладиться своими пятью минутами телевизионной славы и продемонстрировать нации сильного лидера, а всему космическому начальству − получить долгожданную передышку и время выправить ситуацию на будущее...

Но тут расслабившихся американцев, понадеявшихся, что Гагарин был единоразовым эпизодическим успехом, и можно продолжать малоэффективные в глазах общественности суборбитальные «подпрыгивания» (вроде Вирджила Гриссома на корабле «Меркурий» MR-4), − догнал «Восток-2» с Германом Титовым на борту!

Полет Титова 6−7 августа 1961 года пришелся на разгар Берлинского кризиса 1961 года, завершившегося строительством Берлинской стены и противостоянием советских и американских танков, готовых стрелять практически в упор друг в друга. «Восток-2» стал весомым аргументом в расстановке сил на международной арене.

Вашингтон требовал новых космических успехов, поэтому пришлось опять прибегать к услугам «альтернативный» космонавтики. 12 сентября 1961 года, почти через месяц после полета Герман Титова, было объявлено о проведении первого американского беспилотного орбитального полета: капсула «Меркурий» МА-4 совершила символический виток вокруг Земли и приводнилась в 176 милях к востоку от Бермуд.

Давайте же тщательно осмотрим это чудо американской техники вскоре после начала подъема краном на борт корабля:

На фото: подъем на борт капсулы «Меркурий» МА-4

Ослепительно белую краску надписи United States заметили и оценили многие!

Однако, я предлагаю внимательно изучить кромку капсулы по самому ее широкому диаметру, для чего дам увеличение этой части фотографии:

На фото: нижняя кромка обода конической части абсолютно чиста!

Представьте себе картину: вы имеете спускаемый аппарат, донный теплозащитный экран которого покрыт абляционным составом на основе смолы и стекловолокна.

При входе в атмосферу он подвергается нагреву на тысячи градусов, полному термическому разложению главным образом на сажу и водород, которые выносятся набегающим потоком воздуха наружу. При этом сажа, обладая высокой адгезией, налипает на все боковые поверхности и выступающие предметы, создавая эффект нагара.

Кромка наибольшего диаметра у основания конуса подвергается наибольшему тепловому воздействию. Вся она, по идее, должна быть покрыта мощным нагаром.

Но мы ничего не видим − нагара нет вообще! Даже следов, намека на нагар...

[9] «Results of the first United States manned suborbital space flight», NASA, 1961
[13] «Postlaunch report for Mercury-Redstone No.2 (MR-2)», NASA, 1961
[14] «Скрытый космос», Н. Каманин, 1995-97гг. (дневники и письма)

[33] «This New Ocean: A History of Project Mercury» https://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/SP-4201/ch9-8.htm

[34] «This New Ocean: A History of Project Mercury» https://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/SP-4201/ch10-5.htm


взято:  http://www.free-inform.ru/pepelaz/pepelaz-15-2.htm



Tags: Лунная афера
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments