
Он должен был, например, понять, какое событие библейской истории изображено на картине.

Поэтому он приглядывался к группам людей в той либо иной части картины, что понять, что же изобразил художник. Вот солдаты отбирают малых детей у несчастных матерей, чтобы умертвить их. "Вот ироды", - думает он, а затем смекает, что художник изобразил избиение младенцев по приказу злого царя Ирода. "А ведь они мученики, ведь погибли безвинно. Ведь солдат искали Христа", - догадается он и, возможно, утрёт скупую слезу...


Брейгель Мужицкий своим полотном создает некую фабулу, которая достраивается до сюжета в сознании зрителя. В душе у зрителя происходит какое-то движение, а с ним рождается какое-то новое чувство, какая-то новая мысль. И художник прекрасно знает, что именно в этом и заключается воспитание, что картина написана не зря...

Со зрителями, а большинством их были торговцы, спекулянты, перекупщики краденого и ростовщики, он будет говорить на языке притч и пословиц, которые известны им с детства!
Вот, например, Безумная Грета - это персонаж голландской сказки о смысле жизни, которую все фламанские бабушки рассказывали своим детям на ночь, поэтому все фламандцы знали, что Грету в молодости звали Гретхен. Гретхен была очень красивой и набожной девушкой. Она мечтала выйти замуж за прекрасного принца, но родители выдали её за злого спекулянта, который каждый день был пьяным и часто, ревнуя, избивал её. Даже наличие детей, которых она родила, не могло смягчить грубого нрава спекулянта. Но пришли новые напасти: началась война, а с ней пришли голод и болезни - чума, холера. Мужа зарезали то ли бандиты, то ли его коллеги. Дети умерли от чумы. Грета - теперь уже бедная, безутешная вдова - стала вспоминать, были ли в её жизни моменты радости и счастья. Зачем она родилась? Зачем она жила? Она всю жизнь провела на кухне со своими сковородками, ведь другой посуды у неё и не было, да во дворе баптистского проповедника, что находился рядом, слушая его проповеди. Она пошла на кухню и обнаружила, что сковородки, что висели на стене её кухни БЫЛИ УКРАДЕНЫ!.. Ей показалось, что кто-то словно отобрал у неё смысл дальнейшего существования. Горе, похожее на пелену белёсого тумана, заволокло весь мир перед её глазами. Она почти ничего уже не видела. Через некоторое время Грета вспомнила о чем-то важном и пошла во двор к баптистскому проповеднику. Когда она вошла туда, проповедник уже заканчивал свою проповедь о воздаянии за грехи.
- Обратитесь и покайтесь, а иначе злые демоны будут вас поджаривать на сковородках в аду, - изрёк он, чем вызвал множество благочестивых вздохов у прихожанок.
У бедной Греты, услышавшей, что в аду имеются сковородки, тотчас созрел план действий: она заберёт сковородки у злой силы, у врагов рода человеческого и тем самым вернёт смысл жизни.
"Всё образуется, я наконец стану счастливой, всё наладится", - шептала она. Она сняла латы с убитого солдата, взяла его меч и - пошла в ад, чтобы стяжать то, что у неё украли.
"Сковородки - это только начало, главное - впереди, моя жизнь снова обретёт смысл", - шептали её губы, и она шла, почти ничего не видя, к своей желанной цели.


Белёсая пелена перед её очами рассеялась - и она увидела ад с его демонами, которые пытались устрашить её. Но разве могли испугать её монстры? Ведь вечно пьяный муж был намного страшнее их.


Бедная Грета верила, что произойдёт чудо и - всё образуетя, верила, что она всё же обретёт то, что она утратила. Т. о., Грета может вызвать и сочувствие у зрителя.
Но есть на полотне и фигура, созерцание которой приводит лишь к негативным ощущениям. Это фигура ведьмы за спиною Греты. Вот как описывает ее Гершензон-Чегодаева:«Фигура эта еще более причудлива,нежели Грета.Это двуполое существо с телом женщины и мужской головой.Ведьма сидит на крыше горящего,каменного дома…Сзади платье откинуто,обнажая зад с большим отверстием,сквозь которое виднеется груда черных монет. Правой рукой черпаком на длинной рукоятке она выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз,в толпу мелких женских фигурок, представленных в бурном движении. Женщины рвутся к деньгам, тузят друг друга кулаками…»
При этом безумные женщины не замечают, что деньги уже превратились в навоз...
Journal information