koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Category:

Брейгель Мужицкий

Разговор о живописном полотне всегда строится вокруг его художественной идеи, замысла или смысла, но часто он ограничивается лишь пересказом сюжета той драмы, которую описывает художник на своем полотне. А как быть, если зритель хочет понять смысл картины "Осень золотая" Левитана, ведь на ней даже люди не изображены? Разве интересно ему будет слушать про композицию и колорит?   В культурной жизни Фламандии в 16 веке сложилась именно такая ситуация. Любителей живописи во Фламандии в 16 веке не  привлекали пейзажи. Им  нравились картины, которые бы учили их жить и были бы насыщены символикой и даже дидактикой. Т. е. идея произведения живописи должна была быть понятна всем, её должен был понять даже обычный фламандский торговец.




Он должен был, например, понять, какое событие библейской истории изображено на картине.



Поэтому он приглядывался к группам людей в той либо иной части картины, что понять, что же изобразил художник. Вот солдаты отбирают малых детей у несчастных матерей, чтобы умертвить их. "Вот ироды", - думает он, а затем смекает, что художник изобразил избиение младенцев по приказу злого царя Ирода.  "А ведь они мученики, ведь погибли безвинно. Ведь солдат искали Христа", - догадается он и, возможно, утрёт скупую слезу...









Брейгель Мужицкий своим полотном создает некую фабулу, которая достраивается до сюжета в сознании зрителя. В душе у зрителя происходит какое-то движение, а с ним рождается какое-то новое чувство, какая-то новая мысль. И художник прекрасно знает, что именно в этом и заключается воспитание, что картина написана не зря...


 Со зрителями, а большинством их были торговцы, спекулянты, перекупщики краденого и ростовщики, он будет говорить на языке притч и пословиц, которые известны им с детства!
 Вот, например, Безумная Грета - это персонаж голландской сказки о смысле жизни, которую все фламанские бабушки рассказывали своим детям на ночь, поэтому все фламандцы знали, что Грету в молодости звали Гретхен. Гретхен была очень красивой и набожной девушкой. Она мечтала выйти замуж за прекрасного принца, но родители выдали её за злого спекулянта, который каждый день был пьяным и часто, ревнуя, избивал её. Даже наличие детей, которых она родила, не могло смягчить грубого нрава спекулянта. Но пришли новые напасти: началась война, а с ней пришли голод и болезни - чума, холера. Мужа зарезали то ли бандиты, то ли его коллеги. Дети умерли от чумы. Грета - теперь уже бедная, безутешная вдова - стала вспоминать, были ли в её жизни моменты радости и счастья. Зачем она родилась? Зачем она жила? Она всю жизнь провела на кухне со своими сковородками, ведь другой посуды у неё и не было, да во дворе баптистского проповедника, что находился рядом, слушая его проповеди. Она пошла на кухню и обнаружила, что сковородки, что висели на стене её кухни БЫЛИ УКРАДЕНЫ!.. Ей показалось, что кто-то словно отобрал у неё смысл дальнейшего существования. Горе, похожее на пелену белёсого тумана, заволокло весь мир перед её глазами. Она почти ничего уже не видела. Через некоторое время Грета вспомнила о чем-то важном и пошла во двор к баптистскому проповеднику. Когда она вошла туда,  проповедник уже заканчивал свою проповедь о воздаянии за грехи. 
- Обратитесь и покайтесь, а иначе злые демоны будут вас поджаривать на сковородках в аду, - изрёк он, чем вызвал множество благочестивых вздохов у прихожанок.
     У бедной Греты, услышавшей, что в аду имеются сковородки, тотчас созрел план действий: она заберёт сковородки у злой силы, у врагов рода человеческого и тем самым вернёт смысл жизни.

      "Всё образуется, я наконец стану счастливой, всё наладится", - шептала она. Она сняла латы с убитого солдата, взяла его меч и - пошла в ад, чтобы стяжать то, что у неё украли.
      "Сковородки - это только начало, главное - впереди, моя жизнь снова обретёт  смысл", - шептали её губы, и она шла, почти ничего не видя, к своей желанной цели.






Белёсая пелена перед её очами рассеялась - и она увидела ад с его демонами, которые пытались устрашить её. Но разве могли испугать её монстры? Ведь вечно пьяный муж был намного страшнее их. 




      Бедная Грета верила, что произойдёт чудо и - всё образуетя, верила, что она всё же обретёт то, что она утратила.
      Но есть на полотне и фигура, созерцание которой приводит лишь к негативным ощущениям. Это фигура ведьмы за спиною Греты.  Вот как описывает ее Гершензон-Чегодаева:«Фигура эта еще более причудлива,нежели Грета.Это двуполое существо с телом женщины и мужской головой.Ведьма сидит на крыше горящего,каменного дома…Сзади платье откинуто,обнажая зад с большим отверстием,сквозь которое виднеется груда черных монет. Правой рукой черпаком на длинной рукоятке она выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз,в толпу мелких женских фигурок, представленных в бурном движении. Женщины рвутся к деньгам, тузят друг друга кулаками…»
      При этом безумные женщины не замечают, что деньги уже превратились в навоз...

Tags: Брейгель, война, горе, картины, художники
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments