koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Category:

Большая Грета

Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета

Безумная Грета (нидерл. Dulle Griet) — картина голландского живописца Питера Брейгеля Старшего. Заглавным героем картины является персонаж фламандского фольклора, в порыве безумия штурмующий ад, чтобы насытить свою жадность. В настоящее время картина находится в музее Майер ван ден Берг (Антверпен)

Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский живописец и писатель Карель ван Мандер. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года. Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления.

Одна из самых страшных картин Брейгеля. Ужас этой картины может быть несколько объяснен непонятностью данного полотна и всеми происходящими событиями на ней. Если рассматривать картину «Безумная Грета» со стороны эмоционального восприятия, то по своей выразительности она превосходит даже фантасмагорические образы и задумки Босха.

При более детальном рассмотрении, видно кроваво-красное небо, которое затянуто зловещей дымкой, при этом вся картина просто усеяна различными мерзкими и зловещими существами. Мы видим огромного размера уродливые головы с большими глазами, которые порождают этих страшных существ.

При этом люди, которые находятся вокруг будто бы не замечают ничего происходящего, а умирают из-за давки, которую сами же создали, вследствие того что они ослепли от своей жадности и стараются изо всех сил набрать как можно больше золота. Люди не замечают, что на самом деле это не золото, а нечистоты, которые извергает уродливый гигант.

Картина поражает и вызывает чувство отвращения ни уродскими существами, а тем, что люди обезумили от своей низости, глупости и пороков.

Именно благодаря им и создана атмосфера кромешного ада, а не дьяволом и чудовищами. Не жуткие чудища, не сам дьявол поражают в этой картине, а люди, безумные и погрязшие в пороках. В центре холста стоит огромная женщина, которая одета в какое-то отрепье. В ее руке находится меч, а за поясом припрятан кинжал, по всей видимости она уносит чьи-то вещи. Неподалеку от нее обыкновенные люди грабят чей-то дом.

При этом само название картины имеет символизм. В то время Большой Гретой, была названа большая пушка, и скорей всего художник старался показать все ужасные мотивы войны, которые охватывают мир. В подтверждение тому полуразрушенные стены крепости, пожары и большие войска имеющие в своем арсенале смертоносные копья.

Центральный персонаж картины взят художником из народной легенды о мегере, готовой ограбить ад. Безумная Грета у Брейгеля становится воплощением человеческого безумия, которое охватило мир. Возможно, в теме произведения нашла косвенное отражение реакция художника на события в Нидерландах, связанные с иконоборческим движением.

Как известно, оно вылилось в уничтожение художественных ценностей, было проявлением народного религиозного фанатизма, возникшего под влиянием распространившегося в стране протестантского вероучения, запрещавшего изображение бога.

Активность эмоционального воздействия картины проистекает из той страстной взволнованности, гнева и протеста, которыми был охвачен художник. Его потрясенное сознание нашло фантастическую форму выражения и придало изображению характер всеобщности. Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром.

Его страшная стихия, с быстротой и случайностью губящая все вокруг, оказывается сродни человеческому безумию и бессмысленной панике, особенно если они становятся массовым явлением.

Иллюзия нагнетания обстановки была достигнута благодаря использованию художником красных красок для неба, отображения дымки, размещения по всему фону разнообразных мистических существ, которые рождаются из пасти слева. Люди в порыве безумия погибают в давке, создателями которой сами и являются, не замечая ничего вокруг. Аллегория жадности передана сюжетом, где они стремятся набрать как можно больше золота, которое является ничем иным, как отходами жизнедеятельности гиганта. Брейгель отошел от классической манеры передачи атмосфера хаоса и ада с помощью нарисованных чертей или сатаны, изобразив людей с их пороками.

Гротескный образ сумасшедшей Греты реально убедителен, несмотря на фантастическую интерпретацию картины в целом. С вытаращенными глазами, глупо раскрытым ртом, подвластная лишь животному инстинкту, с мечом в руках она бежит в одежде с оторванным рукавом, в каске и латах. Перед нею нет врага, которого она должна сразить мечом, им может оказаться любой, так как ее гнев не целенаправлен осмысленно, он есть лишь проявление дикого инстинкта разрушения.

Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Атмосфера трагизма и драмы была достигнута передачей разнообразия фигур и предметов, переплетения людей и фантастических существ.

Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Развалины превращаются в огромную голову, из пасти которой выплывают лягушки и какие-то гнусные твари. Разномасштабность фигур и предметов, кишение человеческих тел и фантастических существ, красный отсвет пожара, лежащий на всем колористическом строе произведения, рождают ощущение трагического хаоса на земле.

И вместе с тем вы ясно чувствуете тот яд холодной горечи и отвращения, которым была полна душа мастера.

Tags: Брейгель, живопись
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 397
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/je-bhjAmc-lzIA fb2…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment