«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился».
Это — отрывок из книги «Записки о России» англичанина Джерома Горсея
(Джером Горсей, Записки о России. XVI — начало XVII в. М, из-дво МГУ, 1990).
«Записки» Горсея — одни из самых авторитетных источников знаний о Московском царстве XVI века. Джером Горсей был агентом английской торговой компании, он прекрасно знал Россию. В 1589 году он в очередной раз ехал к нам — и вот встретился с рептилией. Что же до крокодилов — то англичанам они были уже прекрасно известны.
Вот еще свидетельство — на этот раз немца:
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено».
Это сообщение из "Записок о Московии" австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, бывавшего в России в 1517 и в 1526 годах, из раздела о Литве. (Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178). Тоже очень авторитетный источник, прочие, приводимые в нем сведения весьма верны и точны.
В 30-ом томе Полного собрания русских летописей, там можно найти удивительную запись в Псковской летописи, датируемую 1582 годом:
«В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день». (Издано также в: Псковские летописи. М., 1955, т. II, с. 262.)
В Мазуринском летописце, носящем название “Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенскаго, от коле и в кои лета начаша княжити”, читаем, что “великий князь Словен поставил град Словенеск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень, впадающую назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...”
Кроме того, ещё в IV-Х веках новгородские славяне поклонялись загадочному богу-ящеру в образе "каркодила". Культ "князя Волхова", имеющего облик "лютого зверя коркодела" (крокодила) существовал, в том числе, и в древнем Новгороде. "Отголоски архаичного культа ящера сохранились в Новгороде, где святилищу Перуна, созданному Добрыней в 983 г., предшествовало святилище какого-то "коркодила". (Б.А. Рыбаков, «Язычество древней Руси", - М, "София"-"Гелиос", 2001, стр. 144).
Образ древней рептилии многократно встречается среди памятников культуры и археологии Новгородских земель. Ящеру этому крупнейший исследователей славянского язычества академик Б. А. Рыбаков в своей книге "Язычество Древней Руси" посвятил отдельную главу.
Journal information