koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Обь-Енисейский канал.



В предыдущей статье «Красноярск. Когда же он был заложен?» кроме темы более древнего возраста Красноярска была поднята еще одна интересная тема. Как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.).

Мой друг по ЖЖ bskamalov в комментариях к статье высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.
Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

Итак, смотрим:


Оригинал взят у stomaster в Обь-Енисейский канал
«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.


Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.

В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

              



Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

              



 Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.




  Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.



Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

                           


  С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

Марианна Долгополова.
P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси - Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:




 Красным собственно и обведенно то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соеденение  двух рек. Желающие посмотреть карту целиком:
http://history-maps.ru/pictures/all_1/r_208_2/

 Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги - ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или??????
 Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?



Более подробно про канал, в этом видео:



Когда-то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен придумал Страну Будущего. Столицей этой страны должен был стать город Енисейск в центре Сибири. Ключ к этой стране лежал на водоразделе Оби и Енисея, где был проложен Кас-Кетский канал.

Источники:
№1 (с видео)
№2
№3


http://sibved.livejournal.com/110672.html
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Илья Муромец

    Былина выбирает из истории те реальные важные факты, которым соответствует сюжетная былинная схема. Многие былинные герои, к примеру, Алеша…

  • Миф о ТМИ

    Татаро-монгольское иго - фикция Евгений Копарев Чтобы разобраться в событиях прошлого нашей страны, понять, было ли "призвание…

  • Квазигосударство против Русского мира, или Малорос (Евгений Копарев) / Проза.ру

    https://www.proza.ru/2017/08/15/1778 Квазигосударство против Русского мира, или Малороссия в плену у обезьян. Помните то время, когда все мы…

  • Земные ангелы, небесные люди

    Земные ангелы, небесные люди... Я никогда не верил в существование 300 спартанцев во главе с царём Леонидом, которые противостояли многократно…

  • Деревенский говор

    Никогда не было и нет народа с названием "украинцы". Никогда не было и нет страны с названием "Украина". Есть государственное…

  • Русские и индусы - братья навек

    Культуры славян и индусов весьма схожи. Похожи традиции, обряды и обычаи этих двух древних цивилизаций, бесспорно, схожи эпосы народов Восточной…

  • Раскол на Руси: латинский переворот

  • Сантии фракийцев

    Е.А. Копарев Предварительные результаты дешифровки письменности древних валахов Oб авторе Многие ошибочно считают, что письменные источники…

  • Осовец

    С нами Бог! Евгений Копарев 6 августа 1915 года - день героической атаки русской пехоты под Осовцом во время войны за Отечество 1914-1918 гг.…

promo koparev september 12, 2016 18:02 243
Buy for 20 tokens
1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная литература Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/PwHxmUAzgtLnhA в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments