koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Бѣньковскій Ив. Макъ въ народной демонологiи на Волыни. 1905.

Оригинал взят у troika_ptah в Бѣньковскій Ив. Макъ въ народной демонологiи на Волыни. 1905.


Бѣньковскій Ив. Макъ въ народной демонологiи на Волыни // Кiевская Старина. 1905. № 4. С. 34—36. pdf

Послѣ осины, или по народному "осычыны", ни одно изъ растенiй, ни одинъ изъ злаковъ, въ понятiи и вѣрованiи нашего простого народа, и въ особенности въ народной демонологiи, не имѣетъ такого значенiя, такой важности, какъ макъ. Макъ, послѣ осины, простымъ народомъ почитается самымъ первымъ и лучшимъ оберегомъ отъ всякой "нечисти" и чертовщины: вѣдьмъ, упырей, выходцевъ "з того свита".
Вѣра въ чудодѣйственное значенiе и силу мака, какъ прекраснаго и лучшаго оберега отъ чертовщины у нашего малорусскаго народа, не есть что либо собственное, не представляетъ изъ себя чего либо самобытнаго; эта вѣра малорусскаго народа, какъ видно изъ литературы по демонологiи, въ значеніе и силу мака сильно распространена и глубоко вкоренена и въ Великороссіи и въ Польшѣ, а также положительно у всѣх славянскихъ народовъ и у всѣхъ народовъ Европы. Такимъ образомъ слѣпая вѣра нашего народа въ силу и значеніе мака въ демонологіи, какъ оберега, есть ничто иное, какъ отголосокъ, варіантъ такихъ же вѣрованій другихъ славянскихъ народовъ.
"Макъ у насъ святятъ на Маковея и на Спаса". При этомъ особеннымъ значеніемъ пользуется макъ "видюкъ" или "самосѣй", а при неимѣніи такового, вообще всякій макъ.
"Свяченымъ" на Маковея или на Спаса макомъ въ староконст. уѣздѣ (да вѣроятно и по всемѣстно на Волыни, и въ Малороссіи) обсыпаютъ отелившуюся и вообще дойную корову, чтобы вѣдьма не могла подойти, подступить къ коровѣ и выдоить ее. Для той же цѣли въ рогѣ дойной коровы просверливаютъ отверстіе, и насыпаютъ черезъ него въ рогъ свяченаго маку. Обсыпая корову свяченымъ макомъ, приговариваютъ по адресу вѣдьмы: "тоди до коровы пидійдешь и іи выдоишъ, — якъ цей макъ зберешъ и зосчытаешъ" (1).
Впрочемъ, въ заславскомъ уѣздѣ на этотъ счетъ существуетъ у народа другое, противоположное, мнѣніе и вѣрованіе: здѣсь говорятъ, что если корову обсыпать макомъ, то вѣдьма въ первую же ночь въ отместку задушитъ ее (2).
Также по распространенному на Волыни вѣрованію, если ходитъ по ночамъ "мрець" или "упырь", то чтобы онъ не вошелъ въ домъ, — необходимо домъ кругомъ обсыпать макомъ — "видюкомъ". И при этомъ тоже приговаривать: "тоди въ хату війдешъ, якъ цей макъ весь зберешъ и посчитаешъ" (3). А такъ какъ, по понятію нашего простолюдина, никто не въ состояніи собрать до единаго зернышка, ни тѣмъ болѣе сосчитать весь просыпанный кругомъ коровы или дома макъ, и въ особенности такой мелкій какъ "видюкъ", или "самосѣйку", — то весьма понятно, — вѣритъ нашъ народъ, — немогущая ни собрать, ни сосчитать до зернышка разсыпанный макъ "нечисть" — вѣдьмы, "мерци" и "упыри" — не могутъ черезъ это самое ни подступить къ коровѣ, ни войти въ хату, гдѣ макомъ обсыпано. Такое же повѣрье существуетъ и въ кіевской губерніи (4). П. С. Ефименко въ "Кіев. Стар." за 1884 годъ (5) въ статьѣ "Околдованіе начальства" разсказываетъ о попыткѣ тяжущихся крестьянъ околдовать волостной судъ посредствомъ обсыпанія волостныхъ судей свяченымъ макомъ, каковой случай имѣлъ мѣсто въ сумскомъ уѣздѣ, харьковской губерніи въ 1893 году.
Вообще нужно сказать, что вѣра въ чудодѣйственную силу и значеніе мака, какъ оберега, у нашего простолюдина сильно вкоренена, сильно и далеко распространена; нашъ народъ вѣритъ въ силу и значеніе мака слѣпо.
Макъ, по народнымъ понятіямъ, имѣетъ большое значеніе и въ народной медицинѣ: такъ, отъ безсонницы дѣтямъ (да и взрослымъ) даютъ пить молоко или что другое изъ головки свяченаго мака; надламываютъ головку мака, высыпаютъ изъ нея зерна, а наливаютъ молока и даютъ пить страдающему безсонницею.
Отъ лихорадки накуриваются свяченымъ "маковыннямъ" (6), т. е. корешками мака и маковыми головками, а также пьютъ что либо изъ той же маковой головки, какъ и отъ безсонницы.
Также отъ безсоницы даютъ пить отваръ или настой мака (7), только не свяченаго, ибо, по народному вѣрованію, если дать напиться отвара свяченаго мака, то человѣкъ или ребенокъ "засне навикы, на завше и бильше вже не проснется".

_______________________
Примечания автора:
(1) Смотр. мои "Народные обычаи и обряды, пріуроч. къ Спасу" въ "Кіев. Стар." сентябрь 1895 г., а также "Обряды и пѣсни с. Бѣлозорки харьков. губ.", записанные С. А. Чернявскою въ Харьков. Сбор. Истор.-Филолог. Общ. 1893 года.
(2) "Народн. обычаи и обряды, пріуроч. къ Спасу". "Кіев. Стар." 1895 г. сентябрь мѣсяцъ.
(3) Ibidem, а также въ "Кіев. Стар." 1902 г. моя замѣтка: "Изъ народ. вѣров. о выходц. съ того свѣта".
(4) "Кіев. Стар." 1883 г. XI стр. 374—401 и т. XII стр. 697—700 статья "Судъ надъ вѣдьмами" въ кіев. губер. П. С. Ефименко.
(5) "Кіев. Стар." 1884 г. книга III, стр. 508—509.
(6) Повѣрья и обряды родинъ и крестинъ Хр. Ящуржинскаго въ "Кіев. Стар.".
(7) Ibidem.
Tags: упырь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo koparev september 12, 2016 18:02 204
Buy for 100 tokens
1. Копарев Е. А. Забытые славянские письменности. 2012. 72 с. Формат: pdf Размер: 4 Mb Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/yAbdT8VQtGMub в DOC: https://yadi.sk/i/jOz8Ujk0tGNSm в epub: https://yadi.sk/i/XwzxnkzPtGNUu читать on-line:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments