koparev (koparev) wrote,
koparev
koparev

Я. Ш. Убійство упыря въ Кіевщинѣ во время чумы 1770 года. 1890.

Оригинал взят у troika_ptah в Я. Ш. Убійство упыря въ Кіевщинѣ во время чумы 1770 года. 1890.


Я. Ш. Убійство упыря въ Кіевщинѣ во время чумы 1770 года // Кiевская Старина. 1890. № 2. С. 338—341. pdf

   Извѣстный авторъ книги "Поэтическія воззрѣния славянъ на природу", Аѳанасьевъ, обобщивъ въ своемъ замѣчательномъ трудѣ народныя вѣрованія малороссовъ и бѣлоруссовъ въ упырей, пришелъ къ тому выводу, что упыри — это злобные блуждающіе мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми отверженными церковью, каковы: самоубіцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями (1).
Относительно же дѣятельности упырей и ихъ враждебныхъ вчинаній, отражающихся на людяхъ, у того же изслѣдователя данного вопроса, да и у многихъ другихъ находимъ, между прочимъ, согласное утверждениіе, что упыри и упырицы бываютъ виновниками чумы и другихъ эпидемическихъ болѣзней, засухи, неурожаевъ и вообще всякихъ общественныхъ бѣдствій (2).

   Масса собранныхъ до сихъ поръ данныхъ объ упыряхъ, если не вполнѣ подходитъ подъ такое опредѣленіе, то во всякомъ случаѣ не идетъ съ нимъ въ разрѣзъ. Казалось, поэтому, что для полнаго уясненія дѣла нужно только озаботиться о накопленіи большаго числа народныхъ разсказовъ объ упыряхъ, видѣнныхъ разными лицами въ тѣхъ или другихъ мѣстностяхъ. Тогда бы данное выше опредѣленіе можно было еще болѣе расширить, оставляя неизмѣнной его сущность.

   Между тѣмъ, очевидно, въ народныхъ разсказахъ объ упыряхъ могутъ встрѣчаться и такіе, которые не согласны съ приведеннымъ выше определеніемъ. Въ этомъ убеждаетъ насъ найденный нами документъ объ упырѣ-попѣ. Попъ въ нашемъ случаѣ вовсе не является какимъ нибудь отверженцемъ церкви, а напротивъ, состоитъ приходскимъ священникомъ въ своемъ селѣ. И вотъ при такихъ то условіяхъ крестьяне изъ его паствы признали въ немъ въ 1770 г. упыря, накликающего на ихъ село чуму, и въ концѣ концовъ, убили его.

   Документъ, заключающій въ себѣ изложеніе этого дѣла, находится въ ряду документовъ о гайдамакахъ, судившихся въ Коднѣ или Трояновѣ предъ военно-судной коммисіей непосредственно послѣ коліивщины въ 1768 и въ слѣдующіе затѣмъ годы. При отсутствіи въ то время въ Украинѣ иныхъ судовъ, кромѣ экономическихъ, т. е. частно-владѣльческихъ, всѣ сколько нибудь важныя дѣла, хотя бы и не относившіяся къ недавнему возстанію, попадали также къ кодненской коммиссіи. Попало туда потому же и интересующее насъ дѣло о попѣ.

    Обвиняемымъ въ убійствѣ попа предсталъ предъ военно-судной коммиссіей 26-лѣтній крестьянинъ села Войтовки, ключа уманскаго, Леско Ковбасюкъ. По показаніямъ его, дѣло происходило такимъ образомъ (3).

    Во время повѣтрія въ 1770 году, когда оно проникло и въ Войтовку, между крестьянами послѣдней возникли частые толки о томъ, что по селу что то ходитъ, отворяетъ окна и "надыхуе" чрезъ нихъ въ хаты, отчего народу мретъ больше, чѣмъ бы мерло безъ этого... Нѣсколько человѣкъ изъ громады, въ виду такихъ толковъ, поставили себѣ цѣлью выслѣдить виновника народнаго бѣдствія. Вскорѣ на одномъ изъ ихъ сборищъ было заявлено нѣкоторыми изъ присутствовавшихъ, что они видѣли ходящаго по селу упыря, что на упыря этого съ остервенѣніемъ нападали собаки, а скотъ при видѣ его стремительно убѣгалъ. Дослѣдили при этомъ и во что былъ одѣтъ упырь: онъ былъ въ бѣлой рубахѣ и въ синихъ (granatowych) суконныхъ штанахъ, отъ колѣнъ подштукованныхъ бѣлымъ сукномъ. А въ такомъ одѣяніи, какъ всѣмъ было извѣстно, ходилъ обыкновенно приходскій попъ — о. Васыль. Тогда у всѣхъ явилось подозрѣніе, что ходитъ по селу по ночамъ не иной кто, какъ попъ. Обратились съ вопросомъ объ этомъ къ самому батюшкѣ, но онъ категорично отрицалъ взводимое на него обвиненіе. Тогда спросили попадью, ходитъ ли батюшка ночью по селу — и она тотчасъ заявила, что ходитъ и что у него бываетъ по ночамъ его уже умершая сестра вмѣстѣ съ другими мертвецами, причемъ всѣ они толкутся съ шумомъ по комнатѣ и клацаютъ ртами, какъ будто что ѣдятъ. Въ виду такого показанія сдѣлали очную ставку попадьѣ съ попомъ, ея мужемъ, требуя, чтобы она сказанное повторила въ его присутствіи. Она повторила, добавивъ: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходышъ по селу въ ночи". Попъ однако стоялъ на своемъ, отрицая навѣтъ. И громада даже начала сомнѣваться въ основательности своего подозрѣнія. Но тутъ выступила на сцену попова кухарка. Она опредѣленно заявила, что попъ навѣрное ходитъ по селу по ночамъ, и что сама она это нѣсколько разъ видѣла. Участь попа показаніемъ кухарки была рѣшена.

   Тринадцать человѣкъ громадянъ сперва пошли и выкопали на кладбищѣ яму, а затѣмъ явились къ попу и въ то время, какъ пономарь выпустилъ попа изъ плебаніи (приходского дома), они тотчасъ же кинулись на него и стали бить дрючьями. Избивъ его до полусмерти, добыли носилки, положили его на нихъ и отнесли къ выкопанной ямѣ. Тамъ, пробивъ его на нихъ и отнесли къ выкопанной ямѣ. Тамъ, пробивъ его осиновымъ коломъ отъ плеча къ плечу "на вылетъ", бросили въ яму и, не слушая мольбы попа, заживо закидали его землей.

   Повѣтріе послѣ этого, по показаніямъ Ковбасюка, тотчасъ затихло. Изъ участниковъ убійства на судъ попалъ только Ковбасюкъ, потому что остальные поумирали отъ повѣтрія, хотя и ослабшаго послѣ убійства упыря. Свою вину Ковбасюкъ не считалъ значительной: онъ только три раза ударилъ попа дрючкомъ.

Кодненская комиссія нашла возможнымъ отпустить Ковбасюка безъ наказанія. Въ данномъ случаѣ, она, конечно, руководилась не сознаніемъ, что подсудимый совершилъ только нѣчто обязательное вь силу его мірсоозерцанія, а тѣмъ что убитъ былъ "схизматицкій" попъ и что преслѣдовать за такое дѣяніе, какъ убійство православнаго, да еще попа, было бы слишкомъ наивно для латинянъ и поляковъ, еще такъ недавно много потерпѣвшихъ отъ православнаго населенія, отличающегося крайней грубостью нравов(4). Члены комиссии подумали: "Помер православный Яким - да и пес с ним..."
______________________
(1) Аѳанасьевъ, "Поэтич. воззрѣнія славянъ на природу", 1869, т. III, стр. 557.
(2) П. Ефименко. "Упыри" (изъ исторіи народныхъ вѣрованій). "Кіев. Ст.", 1883, іюнь, стр. 373.
(3) Кодненская книга, стр. 342—343.
(4) Приводимъ и точную копію изложеннаго документа:

Tags: латиняне
Subscribe
promo koparev september 12, 2016 18:02 170
Buy for 20 tokens
1. Копарев Е. А. Забытые славянские письменности. 2012. 72 с. Формат: pdf Размер: 4 Mb Скачать с Я-Диска файл в PDF: https://yadi.sk/i/yAbdT8VQtGMub в DOC: https://yadi.sk/i/jOz8Ujk0tGNSm в epub: https://yadi.sk/i/XwzxnkzPtGNUu читать on-line:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments